Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 9

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.9. — Киев, 1883

OCR
ТОЛКОВАНІЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ИСАІИ, ГЛ. ЬХѴІ. 245 Тубалъ или Ѳовелъ означаетъ или Италію, или Иберію, то
есть Испанію [называющуюся] отъ рѣки Ибера, отчего и
теперь страна испанская называется Ксльтиберіею. О нихъ
прекрасно [говоритъ] Луканъ '): Кельты, соединяющіе имя галловь съ иберами, которыхъ мы можемъ назвать галлоиспанцами. Греки же, ко¬
торые носврейски называются Яванъ, означаютъ іонянъ. Слѣ¬
дуетъ также принять во вниманіе то, что онъ преимущественно
указалъ восточные народы, [н рои сходящіе] отъ Іа®ета, одного
изъ сыновей Ноя, хотя въ Ѳарсисѣ и Фудѣ упомянулъ также
имена Сима и Хама то есть Индіи и Африки, чтобы обозначить
весь міръ. Такимъ образомъ идетъ Господь, чтобы собрать дѣла
и помышленія каждаго. Отсюда мы научаемся, что не только
дѣла, но и помышленія будутъ судимы въ день суда, пбо
всякъ, иже воззритъ на жену, ко еже вожделѣніи ея,
уже любодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ (Матѳ, о,
28), о каковыхъ говорится: „теперь окружили ихъ помыш¬
ленія ихъ“. Тогда Господь будетъ судить тайныя [дѣла]
людей по Евангелію Іисуса Христа, чтобы подтвердилось
на истинномъ судѣ то, что пишетъ апостолъ; между собою
помысломъ осуждающимъ или отвѣщающимъ, въ день,
еіда судитъ Воѣ medium человѣкомъ (Рим. 2, 15), чтобы
всѣ наши помышленія, собранныя въ одинъ день, подверг¬
лись испытанію со стороны праведнаго Судіи при обвиненіи
васъ нашею совѣстію пли при оправданіи за грѣхъ: грѣховъ
ли мы имѣемъ болѣе, или добрыхъ дѣдъ, и старые ли они,
иди новые, заглажены ди они покаяніемъ или возобновились
въ новыхъ преступленіяхъ, какъ говоритъ Господь: „пути
ихъ Я обратилъ на главу ихъ, и воздамъ имъ за иомыш-
ленія ихъ (Осіи гл. 4), создавий на единѣ сердца ихъ,
разумтаяй на вся дѣла ихъ (Псал. 32, 15). О нихъ и
въ другомъ мѣстѣ мы читаемъ: Ты единъ вѣси сердца ') Lucan. Pharsal. lib. IV.