Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 9

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.9. — Киев, 1883

OCR
ТОЛКОВАНІЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ИСАІИ, ГЛ. LXY. 197 бездыханнымъ, Я нашелъ Израиля въ Авраамѣ имѣющимъ
теплоту вѣры, какъ врачъ, который послѣ битвы, когда
между трупами умершихъ замѣтитъ въ комъ либо по уда¬
рамъ жилъ признаки жизни, прилагаетъ попеченіе къ
ранамъ, чтобы возстановитъ здоровье. Вмѣсто ванисаннаго:
ώς θερμόν, то есть ткъ теплое, латинскій переводчикъ,
введенный въ заблужденіе двусмысленностію слова, перевелъ
волчій бобъ, въ чемъ погрѣшаютъ и многіе изъ грековъ.
Однако нужно знать, что въ еврейскомъ вмѣсто теплоты
написано ihoda, что означаетъ благодать, такъ какъ именно
благодатію Божіею, а не за свои дѣла былъ спасенъ Израиль. Ст. 9—10. И произведу отъ Іакова сѣмя и отъ
Іуды обладателя юръ Моихъ, и наслѣдуютъ его [Сіонъ]
избранные Мои, и рабы Мои будутъ жить тамъ, и
будутъ равнины дворами для стадъ и долина Ахоръ
пристанищемъ (cubile) для воловъ (armentorum) у народа
Моего, который взыскалъ Меня. LXX: И произведу отъ
Іакова сѣмя и отъ Іуды, и наслѣдуетъ гору святую
Мою, и наслѣдуютъ избранные Мои, и рабы Мои будутъ
жить тамъ, и будутъ въ дубравѣ дворы для стадъ и
долина Ахоръ мѣстомъ отдыха для воловъ (armentorum)
у народа Моего, который взыскалъ Меня. Кого выше на¬
звалъ зерномъ въ виноградной кисти пли виноградною ягодою
или же (по мнѣнію многихъ) виноградною кистью, того
называетъ теперь сѣменемъ Іакова и Іуды, который обла¬
даетъ горами или горою Его. Подъ сѣменемъ Іакова и Іуды
очевь многіе разумѣютъ Христа, о которомъ въ Быт іи
говорится: Іудо , тебе похвалятъ братія твоя и прочее (Быт. 49, 8). Ибо для всякаго несомнѣнно, что
Спаситель родился изъ племени Іуды. Другіе утверждаютъ,
что разумѣются апостолы, о которыхъ мы часто говорили :
османокъ спасется (Рим. 9, 27), и: аще не бы Господъ
Саваоѳъ оставилъ намъ сѣмене, яко Содома были