Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 8

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.8. — Киев, 1882

OCR
314 БЛАЖЕННАГО ІЕРОНИМА Посему Пророкъ удивляется, что Богъ всѣхъ предалъ Себя
на страданіе. О Немъ Павелъ говоритъ: аще бо быта разу¬
мѣли, не быта Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8). Далѣе слѣдуетъ: родъ Его кто изъяснитъ? Это двояко по¬
нимается: ибо это должно быть понимаемо или по отношенію
къ божеству Его, потому что таинствъ божественнаго рожде¬
нія, о которомъ Онъ Самъ говоритъ въ Притчахъ: прежде
всѣхъ холмовъ рождаетъ Мя (Притч. 8, 25), невозможно
знать, сообразно тому, чтб въ другомъ мѣстѣ читаемъ: кто
разумѣ умъ Господень: или то совѣтникъ Ему быстъ
(Рим. 11, 34)? то есть никто; или по отношенію къ рожде¬
нію отъ Дѣвы, потому что оно съ трудомъ можетъ быть
изъяснено. Вслѣдствіе этого, когда Маріи сказано было Анге¬
ломъ: зачнеши во чревѣ, и родиши Сипа, она отвѣтила:
како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю? Ангелъ опять ска¬
залъ ей: Духъ Святый найдетъ на тя, и сила Вышняго
осѣнитъ тя (Лук. 1, 31. 34. 35), такъ что только Ангелъ,
или Евангелистъ говорятъ о таинствахъ этого рожденія, о
которомъ весьма рѣдко повѣствуется, сообразно оному: кто
премудръ и уразумѣетъ сія: и смысленъ, и увѣсть сія
(Осіи 14, 10)? Если же благоразумный читатель послѣ
безмолвнаго размышленія отвѣтитъ: какъ же написано: ни-
ктоже знаетъ Сына, токмо Отецъ: ни Отца кто знаетъ,
токмо Сынъ, и емуже аще волитъ Сынъ открыта (Матѳ.
11, 27)? а кто знаетъ Отца и Сына, тотъ во всякомъ случаѣ
можетъ изъяснить и таинство рожденія: то пусть выслушаетъ,
что иное—знать, и иное—изъяснять, потому что мы часто
того, чтб воспринимаемъ умомъ, не можемъ изъяснить сло¬
вомъ. Посему и таинство божественнаго рожденія святые,
пребывая въ тѣлѣ, могутъ болѣе знать вѣрою, нежели изъ¬
яснять. Съ другой стороны, и Апостолъ, восхищенный до
третьяго неба и въ рай, слышалъ слова, которыхъ человѣ¬
ческій языкъ не въ силахъ произвести (2 Кор. 12, 1—4).