Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 8

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.8. — Киев, 1882

OCR
286 БЛАЖЕННАГО ІЕРОНІША йоаію говоритъ ему: воспряни, воспряни, возстань, Іеру¬
салимъ. Это разрѣшается такъ: доколѣ кто либо пьетъ чашу,
и оньянѣвастъ, и обуеваетъ, и блюетъ, и падаетъ, онъ не
можетъ возстать, ибо еще не выпилъ чаши Господней, и не
дошелъ до подонковъ, чтобы осушить оную до дна. Теперь
же говоритъ Іерусалиму о прошедшемъ временя: выпившій
изъ руки Господа чашу ярости Его, а не пьющій. И
вмѣстѣ съ этимъ должно обратить вниманіе па то, что въ
Іудеѣ съ того времени не было ни пророка, ни апостола,
который утѣшилъ бы его, и взялъ бы его за руку и поднялъ
бы лежащаго. Изъ сего видно, что это говорится послѣ по¬
слѣдняго плѣна: въ противномъ случаѣ онъ, капъ повѣст¬
вуетъ исторія, въ Вавиловѣ и послѣ Вавилона имѣлъ Іезекіиля
и другихъ пророковъ. Что же касается того, что онъ гово¬
ритъ: два встрѣтили тебя, или два эти противны тебѣ:
кто будетъ скорбѣть о тебѣ, и вмѣсто двухъ приводитъ
четыре: опустошеніе и истребленіе, голодъ и мечъ, то подоб¬
ное этому поется въ Псалтири: единою глагола Богъ, двоя
сія слышахъ: зане держава Божія, и Твоя, Господи, ми¬
лость: яко Ты воздаси комуждо по дѣломъ его (Псал. 61,
12. 13). Ибо и тамъ однажды говоритъ Богъ, что Онъ все¬
могущъ, а два слышитъ Пророкъ,—что всемогущество Его
превозмогаетъ въ той и другой части, такъ что Онъ и каю¬
щимся оказываетъ милосердіе, и пребывающихъ го грѣхѣ
подвергаетъ заслуженнымъ наказаніямъ. Сообразно этому и
въ другомъ мѣстѣ Іерусалимъ встрѣтили двое, изъ коихъ
каждое имѣетъ пару. Ибо за паденіемъ или опустошеніемъ
слѣдуетъ истребленіе: за голодомъ и мечемъ—погибель. Мо¬
жемъ это сообразно таинственному смыслу разумѣть и о
душѣ-грѣшшіцѣ, которая, пе желая нпть чашу ярости Го¬
сподней, говоритъ въ псалмѣ: Господи, да пе яростію Тво¬
ею обличиши мене, ниже гнѣвомъ Твоимъ пакажеиш мене
(Псал. 6, 2). Но еслибы она вышіла опую, то хорошо для