Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 8

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.8. — Киев, 1882

OCR
ТОЛКОВАНІЕ НА КНИГУ ПРОГОНА ИСАІИ, ГЛ. ХЬѴП. 231 звѣздъ и теченія планетъ зависитъ жизнь человѣческая. По¬
этому и волхвы приходили съ востока, говоря, что они
видѣли звѣзду Господню, или вслѣдствіе научнаго знанія или
же вслѣдствіе предсказанія пророка своего, Валаама, который въ
(книгѣ) Числъ сказалъ: возсіяетъ звѣзда отъ Іакова и
'человѣкъ отъ Израиля (Чиол. 2і, 17). Итакъ тѣ, кои вы¬
числяютъ мѣсяцы и высчитываютъ годы, и, опредѣляя ми¬
нуты, обѣщаютъ знаніе будущаго, пусть скажутъ тебѣ, что
опредѣлилъ Господь относительно тебя. А такъ какъ они
молчатъ относительно того, что будетъ, то пророкъ отвѣ¬
чаетъ: вотъ они стали какъ солома, огонъ поглотилъ ихъ,
чтобы обѣщавшіе спасеніе другимъ узнали о собственныхъ
казняхъ: и несомнѣнно, что въ то время, какъ горѣлъ го¬
родъ, обитателей его истребилъ пожирающій огонь. Слѣду¬
ющее же далѣе: нѣтъ углей, чтобы погрѣться, ни огня,
чтобы посидѣть предъ нимъ, евреи такъ объясняютъ: они
не имѣютъ никакого согрѣвающаго знанія и просвѣщающаго
разума, который могъ бы разогнать ихъ тьму и изгнать
холодъ заблужденія. Вмѣсто этого Семьдесятъ, не знаю, съ
какою цѣлью, перевели: ты имѣешь уголья огненные, бу¬
дешь сидѣть на нихъ; развѣ только то мы можемъ ска¬
зать, что для Вавилона были гораздо полезнѣе огонь и
сожженіе, нежели волхвы и газарины, астрологи и закли¬
натели. Ибо первый чрезъ кары и наказанія призываетъ къ
покаянію, а послѣдніе чрезъ заблужденіе приводятъ къ гор¬
дости. Всякій трудъ его и торговцы его, подъ которыми мы
понимаемъ волхвовъ, содѣйствовали тому, чтобы каждый
блуждалъ своимъ путемъ и, погибши самъ, не могъ при¬
нести спасенія другому. Спросимъ тѣхъ, кои признаютъ раз¬
личныя природы: имѣлъ ли Вавилонъ добрую природу или
злую. Если скажутъ: злую,—а они несомнѣнно такъ отвѣ¬
тятъ,—то какъ онъ призывается къ покаянію и зачѣмъ го¬
ворится ему: сиди умиленная, войди въ темноту, дочь