Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 8

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.8. — Киев, 1882

OCR
ТОЛКОВАНІЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ИСАІИ, ГЛ. ХІЛѴ- 19Э дутъ постыжены ихъ художники. Ибо кто можетъ повѣрить
тому, что посредствомъ топора, и пилы, п сверла и молота
образуется Богъ? Или тому, что посредствомъ угольевъ, вы¬
ливаются идолы, или же посредствомъ шнура, струга, и
наугольниковъ и циркуля вдругъ дѣлаются боги, въ особен¬
ности когда голодъ и жажда художника указываютъ на ничтож¬
ность искусства? Ибо дѣлается деревянная статуя, представ¬
ляющая образъ человѣка, и чѣмъ она будетъ красивѣе,
тѣмъ богъ считается болѣе священнымъ. Она ставится въ
капищѣ и заключается въ вѣчной тюрьмѣ, росшая долгое
время въ лѣсахъ п, смотря но различію деревъ, бывшая
кедромъ, и ясенемъ, и дубомъ или сосною. И удивитель¬
нымъ образомъ обрѣзки п стружки отъ этого бросаются въ
огонь, чтобы нагрѣвать того, кто сдѣлалъ бога, п варить
разнаго рода пищу, а изъ другой части дѣлается богъ, чтобы,
по окончаніи работы, покланялся ей сдѣлавшій зто, п испра¬
шивалъ помощи у своего произведенія,—и не понимаетъ
или не помышляетъ или же скорѣе пе видитъ ни тѣлес¬
ными, ни духовными очами, что пе можетъ быть Богомъ
то, часть чего сожжена, іі что божественное величіе ве со¬
здается человѣческою рукою. Въ пророческой рѣчи очень
подробно осмѣиваются идолы, но это легко можно понять,
и оно не требуетъ нространиаго иди вѣрнѣе излишняго объ¬
ясненія. Объ этомъ и Флаккъ пишетъ въ сатирѣ *), осмѣи¬
вая кумиры язычппковъ: „Нѣкогда былъ я чурбанъ, отъ смоковницы пень безполезный; Долго думалъ художникъ, чѣмъ быть мнѣ, скамьей, иль Пріапомъ! „„Сдѣлаю бога!““ сказалъ; вотъ и богь л! Съ тѣхъ поръ л пугаю Птицъ и воровъ*... Но все, сказанное объ идолахъ можпо относить п къ ересі¬
архамъ, которые искусствомъ сердца своего образуютъ идо¬
ловъ своихъ ученій и обмана и чтутъ то, относительно чего •) Ногаі. 8аі 1, 8, 1—4.