Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 8

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.8. — Киев, 1882

OCR
152 БЛАЖЕННАГО ІЕРОНИМА видна и что обитатели ея подобны саранчѣ. Ибо если обра¬
тить вниманіе на различные народы на всей землѣ, отъ
океана до океана, то есть отъ Индійскаго моря до Британ¬
скаго, и отъ Атлантическаго до суроваго сѣвера, на кото¬
ромъ замерзаютъ воды и сгущается прекрасный янтарь; то
мы увидимъ, что весь родъ человѣческій живетъ посрединѣ,
подобно саранчѣ. Итакъ, почему же кичится земля и прахъ?
Такъ какъ небо, или лучше (чтобы воспользоваться автори¬
тетомъ Писаній) небеса, простирается какъ сводъ, или, по
еврейскому, какъ йос, о чемъ мы выше сказали,—вмѣсто
чего ЬХХ перевели слюна, и одно п тоже слово переводили
то слюна, то камера, то есть сводъ,—и такую широту ихъ
раскидываетъ сверху какъ шатеръ н павильонъ, чтобы на
подобіе кровли покрывать людей и сдѣлать ихъ какъ бы
живущими въ весьма обширномъ домѣ; то что удивитель¬
наго, если небольшія тѣла людей считаются похожими на
саранчу и малыхъ животныхъ? Затѣмъ, и относительно этого
мѣста они утверждаютъ, что тіішохХіоѵ (полукруглое) небо
выдается надъ землями и что небо шарообразно, пользу¬
ясь названіемъ свода потому именно, что средняя часть
шара покрываетъ земли, между тѣмъ какъ въ еврейскомъ
мы прочитали не сводъ, а йос, то есть весьма мелкая пылъ.
Въ замѣнъ этого слюна, выбрасываемая на землю и смѣши¬
ваемая съ землею и исчезающая, указываетъ на то, что вся
масса тѣла должна быть признаваема ничтожною. Распро¬
стеръ же Онъ небеса и раскинулъ пхъ или для того, чтобы
сверху обитали сонмы ангеловъ, или же для того, чтобы
внизу жили люди, и устроилъ какъ бы большой домъ для
разумныхъ тварей: Онъ Самъ въ различное время постав¬
ляетъ князей или изслѣдователей тайнъ, чтобы они были
какъ бы несуществующими, и обратилъ судей земля въ
пустоту. Вмѣсто этого ЬХХ перевели: создалъ землю, какъ
ничтожную; потому что н въ началѣ Бытія, гдѣ написано: