Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.6

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.6. — Киев, 1880

OCR
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
Syntax Warning: Invalid Font Weight
ТОЛКОВАНІЕ Η Α КНИГУ ЕККЛЕЗІАСТЪ, ГЛ. I I .

45

воритъ, указывая на его будущія мученія: «лучше было не
родиться человѣку тому» (Матѳ. 26, 24),—т. е., что лучше
ему было вовсе не существовать, чѣмъ терпѣть вѣчныя мученія. Нѣкоторые же это мѣсто понимаютъ такъ: умершіе
лучше тѣхъ, кои живутъ, хотя они были прежде грѣшники,
ибо живые находятся еще въ борьбѣ и какъ бы заключены
въ темницѣ тѣла, а умершіе уже внѣ опасности и перестали грѣшить. Такъ и Іоаннъ, болѣе коего не было въ
рожденныхъ женами, меньше того, кто самый меньшій въ
царствіи небесномъ и кто, освободившись отъ бремени тѣла,
не имѣетъ нужды говорить съ апостоломъ: окаяненъ азъ

человѣкъ,

кто мя избавитъ омъ тѣла смерти сея

(Рим. 7, 14). Α обоихъ ихъ лучше тотъ, кто еще не родился и не видѣлъ золъ, какими удручены люди въ мірѣ
семъ; ибо наши души прежде чѣмъ нисходятъ въ эти тѣла,
пребываютъ въ горнемъ и до тѣхъ поръ блаженны, пока
пребываютъ въ небесномъ Іерусалимѣ и въ ликѣ ангельскомъ ').

Ст. 4. 11 видѣлъ я весъ трудъ, и вмѣстѣ весъ
подвигъ дѣла: ибо зависть мужу отъ товарища его.
И это суета и томленіе
духа. Потомъ обратился я
къ другому и видѣлъ всю силу и славу трудящихся, и
усмотрѣлъ, что благо одного есть зло для другого, такъ какъ
завистникъ мучится чужимъ счастіемъ, а пользующійся славою открытъ для козней. Ибо, чтб суетнѣе, что ничтожнѣе,
что презрѣннѣе того, что люди не бѣдствія свои оплакиваютъ,
J ) Повидимому бл. Іеронимъ приводитъ
буквально толкованіе Оригена; но крайней мѣрѣ послѣдняя мысль напоминаетъ воззрѣнія Ордгена и никоимъ образомъ не принадлежитъ бл. Іерониму, который не дальніе какъ за нѣсколько строкъ въ своемъ
собственномъ толкованіи этого мѣста отвергаетъ мысль ο предсуществованіи душъ.