Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 1

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.1. — Киев, 1893

Содержание

Жизнь блаженнаго Іеронима (Стридонскаго)

Хронологическій каталогъ твореній бл. Іеронима.

ПИСЬМА

Отдѣлъ первый, содержащій письма, писанныя преимущественно изъ Хасидской пустыни отъ 370 по 380 годъ

Отдѣлъ вторый, содержащій письма, писанныя Іеронимомъ въ теченіе почти трехъ лѣтъ, отъ конца 382 болѣе чѣмъ до половины 385 года

19. Письмо къ папе Дамасу: о томъ, что значить слово осанна

20. Письмо кь Дамасу о двухь сыновьяхъ

21. Письмо къ Е встохіи — о храненіи дѣвства

22. Письмо къ Марцеллѣ о кончинѣ Леи

23. Письмо къ той же Марцеллѣ, въ похвалу Азеллы

24. Письмо къ той же Марцеллѣ. О десяти именахъ Божіихъ

25. Письмо къ той же Марцеллѣ. О нѣкоторыхъ еврейскихъ наименованіяхъ

26. Письмо къ той же Марцеллѣ

27. Письмо къ той же Марцеллѣ. О междупсалміи (De voce Diapsalma)

28. Письмо къ той же Марцеллѣ. О словахъ: Ефудъ и ѲераФинъ

29. Письмо къ Павлѣ. О еврейскомъ алфавитѣ 118 псалма

30. Письмо къ Евстохіи. О подаркахъ

31. Письмо къ Марцеллѣ

32. Письмо иъ Павлѣ, — отрывокъ изъ письма обь Оригенѣ

33. Письмо къ Марцеллѣ. О нѣсколькихъ мѣстахъ 126 псалма

34. Письмо къ папѣ Дамасу

35. Письмо къ Марцеллѣ

36. Письмо къ Марцеллѣ о болѣзни Блезиллы

37. Письмо къ Павлѣ о кончинѣ дочери ея Блезиллы

38. Письмо къ Марцеллѣ объ Оназѣ

39. Письмо къ Марцелле

40. Письмо къ Марцеллѣ противъ новаціанъ

41. Письмо къ Марцелле

42. Письмо къ Марцелле

43. Письмо къ Азеллѣ

OCR
LXXX
вниманія на свое поведеніе, не замѣчая бревна въ своемъ
глазѣ, ищутъ сучка въ глазѣ другаго! Они возстаютъ противъ
добрыхъ предпріятій (propositum ) г) и, капъ лекарства для
своей болѣзни, желали бы, чтобы никто не былъ святымъ,
чтобы всѣ были грѣшны,— всѣ погибали» 2)!
Оскорбленный до глубины души, Іеронимъ началъ съ жа­
ромъ защищать правоту своего дѣла. Тутъ Іеронимъ опятъ,
какъ и въ пустынѣ хасидской при спорахъ съ иноками объ
иностасяхъ, не выдержалъ себя: опятъ сказалась тутъ воя ки­
пучая натура его, въ которой и подвиги пустынные не охла­
дили еще жара раздраженія. Опъ вышелъ изъ себя и, въ по­
рывѣ негодованія, поражалъ противниковъ своихъ тономъ язви­
тельной полемики и языкомъ рѣзкимъ до оскорбленія 3); началъ

*) Этимъ словомъ Іеронимъ называетъ желаніе жизни иноческой.
!) E pist. ad A sellam .
3)
Это особенно ложно видѣть изъ одпого Іеропимова письма этаго в
мепи къ Маркеллѣ объ Оназѣ, одномъ изъ главныхъ враговъ Іеронима, прини­
мавшемъ обличенія его на свой счетъ. Ботъ извлеченіе изъ этаго письма: «Врачи,
называемые хирургами, почитаются жестокими и— несчастные они! (Кажется,
говорится это въ тонѣ ироническомъ). ІІе несчастіе ли не чувствовать боли отъ
ранъ другаго, безъ милости рѣзать омертвѣлыя части, производить безъ содро­
ганія операцію, которая приводитъ въ ужасъ страждущаго, и за это носить имя
врага?..... 'Іакова природа человѣческая,— еіі горька истина, одни пороки кажутся
ей пріятными.......... Но удивительно же и то, что мы, возставая противъ порока,
оскорбляемъ людей... Я намѣренъ отсѣкать вараженные и страждущіе зловоніемъ
носы,—такъ нусгь и боится тогъ, у кого зараженъ этимъ носъ. Я возстаю протпвъ пусгаго каркапья вороны,— такъ пусть и смекнетъ ворона, что она пустая
болтунья Какъ будто только и есть одинъ человѣкъ во всемъ Римѣ съ носомъ,
испорченнымъ ранами разврата? Какъ будто одинъ Оиазъ Сегестанъ, раздувши
щеки бросаетъ изъ нихъ слова напыщенныя и пустыя, какъ пузырь?— Я говорю,
что злодѣйствомъ, клятвопреступленіемъ, ложью, нѣкоторыя лица купили себѣ
достоинство, не вѣсть какое, Что нужды въ томъ тебѣ, который чувствуешь себя
невиннымъ?— Я осмѣваю адвоката, который самъ имѣетъ нужду въ защитникѣ,
смѣюсь падъ краснорѣчіемъ, которое стоитъ два гроша,— какая нужда въ томъ
тебѣ, который такъ краснорѣчивъ?—Я возстаю противъ пресвитеровъ-взяточннковъ;—-тебѣ, богачу, за чѣмъ озлобляться? Миѣ угодно смѣяться ладъ масками,
ночными совами, нильскими чудовищами; такъ все, чтобы я ни сказалъ при
атомъ, ты думаешь, что это— противъ тебя?— Не кажется ли тебѣ, что ты хо­
рошъ потону, что носишь счастливое имя? (Onasus отъ όν«ω , помогать, пользу
приносить), Но даютъ и рощѣ названія свѣтлой (lucus), хотя она отиюдь не
свѣтитъ; саду— ими парка (рагсае), хотя онъ ничего не щадитъ; фуріямъ— Евменидъ, не смотря на то, что онѣ нисколько пе благосклонны; и въ народѣ
зовутъ эѳіоповъ серебряными. Если ты сердишься, когда описываютъ предметы
скверные, такъ я воспою тебѣ съ Персеемъ:
Пустъ царь и царица въ зятья тебя ищутъ,
Пустъ юныя дѣвы тебя завлекаютъ,
ІІусгь все, иго ты топчешь, становится розой. (Сатира 2).