Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 1

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.1. — Киев, 1893

Содержание

Жизнь блаженнаго Іеронима (Стридонскаго)

Хронологическій каталогъ твореній бл. Іеронима.

ПИСЬМА

Отдѣлъ первый, содержащій письма, писанныя преимущественно изъ Хасидской пустыни отъ 370 по 380 годъ

Отдѣлъ вторый, содержащій письма, писанныя Іеронимомъ въ теченіе почти трехъ лѣтъ, отъ конца 382 болѣе чѣмъ до половины 385 года

19. Письмо къ папе Дамасу: о томъ, что значить слово осанна

20. Письмо кь Дамасу о двухь сыновьяхъ

21. Письмо къ Е встохіи — о храненіи дѣвства

22. Письмо къ Марцеллѣ о кончинѣ Леи

23. Письмо къ той же Марцеллѣ, въ похвалу Азеллы

24. Письмо къ той же Марцеллѣ. О десяти именахъ Божіихъ

25. Письмо къ той же Марцеллѣ. О нѣкоторыхъ еврейскихъ наименованіяхъ

26. Письмо къ той же Марцеллѣ

27. Письмо къ той же Марцеллѣ. О междупсалміи (De voce Diapsalma)

28. Письмо къ той же Марцеллѣ. О словахъ: Ефудъ и ѲераФинъ

29. Письмо къ Павлѣ. О еврейскомъ алфавитѣ 118 псалма

30. Письмо къ Евстохіи. О подаркахъ

31. Письмо къ Марцеллѣ

32. Письмо иъ Павлѣ, — отрывокъ изъ письма обь Оригенѣ

33. Письмо къ Марцеллѣ. О нѣсколькихъ мѣстахъ 126 псалма

34. Письмо къ папѣ Дамасу

35. Письмо къ Марцеллѣ

36. Письмо къ Марцеллѣ о болѣзни Блезиллы

37. Письмо къ Павлѣ о кончинѣ дочери ея Блезиллы

38. Письмо къ Марцеллѣ объ Оназѣ

39. Письмо къ Марцелле

40. Письмо къ Марцеллѣ противъ новаціанъ

41. Письмо къ Марцелле

42. Письмо къ Марцелле

43. Письмо къ Азеллѣ

OCR
— 179 —
твортый часъ ночи, какъ вдругъ почувствовалъ я колики во
внутренностяхъ и в о с к л и к н у л ъ : пусть утихнетъ боль, когда но
крайней мѣрѣ остальные часы ночи будутъ отданы сну.

5 4 . Письмо

къ папѣ Дамасу х).

Блаженнѣйшему Папѣ Дамасу Іеронимъ.
Получивъ письмо твоей святыни, я тотчасъ же позвалъ
писца и приказалъ ему писать за мною: пока онъ приготов­
лялся къ дѣлу, я соображалъ мысленно то, что хотѣлъ выразить
на словахъ. Но едва только я привелъ въ движеніе языкъ, а
онъ—перо, вдругъ вошелъ Еврей, съ нѣсколькими книгами,
взятыми изъ синагоги, какъ бы для прочтенія и сказалъ: «здѣсь
найдешь το, о чемъ спрашивалъ*. Когда я колебался и не

і ) Это письмо содержитъ въ себѣ отвѣтъ на слѣдующее письмо Папы Д а­
масу къ Іерониму:
Возлюбленному сыну Іерониму Дамасъ.
Т акъ какъ ты задремалъ

и уже долгое время болѣе читаешь, чѣмъ пи­

шешь,— то,

пославъ къ тебѣ нѣсколько

ве потому,

чтобы тебѣ не слѣдовало

вопросовъ, я рѣшился разбудить тебя,

читать,—ибо чтеніемъ,

какъ насущнымъ

хлѣбомъ, питается и насыщается мысль,—но потому что чтеніе приноси!ъ плодъ
только тогда, когда пишешь. Однако чрезъ прибывшаго ко мнѣ вчера почтальона,
ты извѣщаешь, что у тебя нѣтъ теперь никакихъ сочиненій, исключая тѣхъ, кото­
рыя ты когда-то писалъ въ пустынѣ, и которыя я читалъ и списывалъ съ такою
жадностью;— а

н а будущее

время ты обѣщаешь,

нибудь въ часы лоннаго бодрствованія:

если пожелаю, написать что

охотио принимаю предложеніе того, о

чемъ и самъ хотѣлъ просить, если бы даже ты отказывался. Н е думаю, чтобы
могъ найтись другой какой нибудь разю воръ болѣе достойный пашего вниманія,
чѣмъ взаимное собесѣдованіе о писаніяхъ, т. е. если я стану спрашивать, а ты
отвѣчать. В ъ этомъ мірѣ я пе нахожу ничего пріятнѣе подобнаго препровожденія
жизни, когда т. е. духовная трапеза бываетъ для пасъ слаще всякаго меда. Колъ
сладка, говоритъ пророкъ, горт ани моему словеса т воя, паче меда усикомъ
моимъ (Пс. 118, 103). >К еліи по словамъ знаменитаго оратора, »мы люди, тѣмъ
отличаемся отъ животныхъ, что можемъ говорить; то сколъ великой хвалы достоинь ю т ъ , кто именно въ томъ

превосходить

др)інх.ь людей,

въ чемъ люди

превосходигъ животныхъ»?
*