Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 1

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.1. — Киев, 1893

Содержание

Жизнь блаженнаго Іеронима (Стридонскаго)

Хронологическій каталогъ твореній бл. Іеронима.

ПИСЬМА

Отдѣлъ первый, содержащій письма, писанныя преимущественно изъ Хасидской пустыни отъ 370 по 380 годъ

Отдѣлъ вторый, содержащій письма, писанныя Іеронимомъ въ теченіе почти трехъ лѣтъ, отъ конца 382 болѣе чѣмъ до половины 385 года

19. Письмо къ папе Дамасу: о томъ, что значить слово осанна

20. Письмо кь Дамасу о двухь сыновьяхъ

21. Письмо къ Е встохіи — о храненіи дѣвства

22. Письмо къ Марцеллѣ о кончинѣ Леи

23. Письмо къ той же Марцеллѣ, въ похвалу Азеллы

24. Письмо къ той же Марцеллѣ. О десяти именахъ Божіихъ

25. Письмо къ той же Марцеллѣ. О нѣкоторыхъ еврейскихъ наименованіяхъ

26. Письмо къ той же Марцеллѣ

27. Письмо къ той же Марцеллѣ. О междупсалміи (De voce Diapsalma)

28. Письмо къ той же Марцеллѣ. О словахъ: Ефудъ и ѲераФинъ

29. Письмо къ Павлѣ. О еврейскомъ алфавитѣ 118 псалма

30. Письмо къ Евстохіи. О подаркахъ

31. Письмо къ Марцеллѣ

32. Письмо иъ Павлѣ, — отрывокъ изъ письма обь Оригенѣ

33. Письмо къ Марцеллѣ. О нѣсколькихъ мѣстахъ 126 псалма

34. Письмо къ папѣ Дамасу

35. Письмо къ Марцеллѣ

36. Письмо къ Марцеллѣ о болѣзни Блезиллы

37. Письмо къ Павлѣ о кончинѣ дочери ея Блезиллы

38. Письмо къ Марцеллѣ объ Оназѣ

39. Письмо къ Марцелле

40. Письмо къ Марцеллѣ противъ новаціанъ

41. Письмо къ Марцелле

42. Письмо къ Марцелле

43. Письмо къ Азеллѣ

OCR
XIV
жизни, или житейской пользѣ. Отсюда образовался фальшивый
характеръ въ методахъ преподаванія наукъ, въ способахъ изу­
ченія ихъ, и особенно въ дѣлѣ упражненія въ ораторскомъ
искуствѣ. Римское краснорѣчіе утратило въ это время прежнюю
свою силу и свое достоинство; его часто замѣняла бездушная
и надутая декламація. Учащихся заставляли писать о пред­
метахъ и не относящихся къ дѣйствительной жизни и недо­
стойныхъ искуства, или защищать ложъ и опровергать истину.
Самъ Іеронимъ часто съ неудовольствіемъ послѣ воспоминалъ
объ этомъ жалкомъ направленіи краснорѣчія и въ школахъ и
въ обществѣ римскомъ. Въ одномъ мѣстѣ онъ припоминаетъ
о себѣ, капъ онъ учился декламировать сочиненныя имъ слово­
пренія, какъ ходилъ по временамъ съ этою цѣлію въ судебныя
мѣста, какъ талъ краснорѣчивѣйшіе ораторы спорили между
собою съ такимъ ожесточеніемъ, что, забывая дѣло, начинали
ругаться и осыпали другъ друга ѣдкими остротами '). Въ дру­
гомъ мѣстѣ своихъ сочиненій онъ говорить о ссбѣ, пакъ ому,
у;і;е въ глубокой старости, часто представлялось во снѣ, будто
онъ въ изящной прическѣ и въ тоіѣ декламировалъ въ при­
сутствіи ритора-учителя своего сочиненное словопреніе и какъ,
пробудившись отъ сна, радъ бывалъ, что это сонь, а не дѣй­
ствительность 2). Такое направленіе краснорѣчія не нравилось
молодому Іерониму и отвращеніе его отъ такихъ судебныхъ
преній, на которыя мы указали, было причиною, можетъ быть,
того, что онъ и самъ не избралъ себѣ званія адвоката, къ ко­
торому по видимому приготовляли его римскіе ораторы, и
хвалилъ другихъ, своихъ друзой, уклонившихся отъ этого зва­
нія. «І»ы, писалъ онъ послѣ двумъ тулузскимъ друзьямъ сво­
имъ, Мішерпію и Александру, - вы поступили какъ умные и
') Comment in epist. ad G alat. cap. II.
2) A polog. adv. Rufm, Lib. 1,