XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
99
же еврейския рѣзаху от древ9 вайя и постилаху по пути ризы своя,
от тѣхъ вратъ пояху до церкви: "Благословенъ гряды во имя
Господне! Осанна в вышнихъ, царъ Израилевъ!"*. Ис10 тоя же церкви
изгна Господъ нашъ торжниковъ, продающия овца и голуби, и
л. 123. дскип пенежникомъ // опроверже, и пѣнязи разсыпа. И рече имъ:
"Не творите дому Отца моего дому купленого. Дом1 молитвѣ -
домъ Отца моего"*.
Да тутъ же, подлѣ той же церкви, стоитъ малая церковъ
муравлена, а в ней, сказываюсь, Мерило праведное* сотворено муд-
рымъ Соломономъ: в скалу висят1 две чаши великия желѣзныя
на железныхъ чепяхъ; 3хотя и4 зѣло мало что положишь, а они и
пойдутъ - а посмотреть5 не пустят турки. Да сказывают, тутъ же
пред церковию лежит камень широкъ и плоскъ, дикой. Когда Хри-
стосъ пред церковъ приѣхал на осляти и стал на том камени, и ка-
менъ позна своего создателя, сотворися что воскъ, и стопы жреп-
цовы вообразишася в камень; и те-дѣ стопы знать на камне и до
сего дни6. А церковь Святая Святыхъ, создание Соломоново,
разорена вся до основания Титомъ, царем Римскимъ*, толко осталося
одно Мѣрило праведное, ничим же вредимо. Α нынѣ на томъ мѣсте
стоят два мечета турецкия; а турки, сабаки7, отнюдъ не пустят
посмотреть.
А когда поидешъ от Великия церкви к Гепсиманским вра-
л. 123 об. там8, и тою улицою9 итти зѣло скаредно: тутъ по той // улицы
турки делают сафъяны1*. И пошед немало, тутъ потокъ Кедр-
ской*; а на правой руке, какъ выдешъ на потокъ, и тутъ стоит
дом богатого: на самомъ потоке врата, подъездъ под тотъ дворъ,
сквозе его улица. А какъ поидешъ2 вверхъ3 по потоку и на
повороте направо в улицу, тутъ на углу лежитъ камень, на выходе
потока Кедръска4, широкъ, в аршинъ длины. На том-дѣ камени
Христосъ упал со Крестом, когда ево5 воини вели на пропятие.
И тогда жидовѣ задѣли понести Крестъ Христовъ Симону Кири-
нею*, с села грядуща, отцу Александрову и Руфову. И нес Симон
Крестъ Христовъ до горы Голгофы. И тотъ мы камень целовали
часто.
И от того камени поидеш на гору якобы вержением из лука,
стоит Преторъ, гдѣ Христа судилъ Пилатъ*, и гдѣ по ланитам Его,
света, билъ Пилатъ, и воини ругашеся Ему. И тотъ Преторъ целъ
и доднесь, не покрыть, инде каменья вывалилися6, переходом
зделанъ чрезъ улицу. А кое7 страны8 Христосъ по улицы веденъ,
и та дорога вымощена каменемъ высоко. И по тому пути от
л. 124. християнъ9 // не ходят, толко турки да арапы ходят. А камня того,
гдѣ Христосъ упалъ, турки не даютъ ломатъ.