XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
98
Тексты
Иерусалимъ на четыре1 стены, каменной, и стены высоки, кре-
покъ силно, камень-дичъ великой; а2 кругъ его будетъ версты
Зс три4. А стараго града стены все до основания разбиты; а старой
градъ Иерусалимъ, сказываютъ, кругъ его было 6 верстъ. Градъ
Иеросалимъ 5людми не жилъ6: много пустыхъ мѣстъ, и полатъ
пустых много, а иныя развалились; а за городом нѣтъ жилыхъ
мѣстъ, кромѣ дому Иоанна Богослова*.
Внутръ же града Иеросалима в полуденномъ угле стоитъ цер-
ковъ Святая Святыхъ, а владеютъ ею турки и мечты в ней тво-
рятъ по своему беззаконию. А будет кто похочетъ той церкви от
християнъ7 посмотреть, и того8 потурчат; а кто не похочетъ, такъ
ево повесят. Да в том же углѣ врата, в которыя9 Христосъ въѣхал
на осляти*. А в полунощном углѣ в10 градѣ Иерусалимѣ стоит
великая церковъ Воскресения Христова. А от десныя страны Вели-
л. 122. кия церкви стоитъ колоколня // каменная велми чюдно1, на четы-
рехъ углехъ бѣз вѣрху - турки збили, и высока была. Под тою ко-
локолнею стоитъ церковь Воскресения Христова. Тутъ лежитъ
камень, на коемъ Христос сиделъ и явился Марии Магдалыни2*.
А двор патриаршей приделан к Великой церкви, и колоколни, и к
церкви Иякова, брата Божия. А что трапеза была патриарша, и
турки отняли да в мечеть претворили. В Великомъ монастыре
2 церкви, а в которой служат греки - царя Констянтина3 и матере
его Елены, а вторая - церковъ4 Святыя мученицы Феклы*. А по
левую страну великого притвора церков придѣлана близ Лобного5
мѣста, где ангелъ Господенъ показа мѣсто Аврааму вознести на
жертву Богу и заклати сына своего Исаака.
А в полуденномъ угле стоитъ церковъ пречюдна Святая
Святыхъ. Егда созда святый град Иерусалимъ повѣлением Саламона6,
царя Иудейска, и совокупиша имя церковное царскимъ именемъ,
приложиша имя тому граду Иерусалимъ. Соломонъ же ту церковъ
л. 122 об. созда повелѣниемъ ангела 7в 2 дня8*. И егда прииде Господъ //
нашъ Исусъ Христос во святый1 град Иерусалимъ, и рече на сон-
мищи2 ко иудеомъ3: "Разорите церковь сию, и4 треми денми
воздвигну5"*. Иудее6 же не разумеша, что имъ Господъ рече: создана
быстъ церковъ сия 45-тию лѣты - и жидове гневашеся на Христа.
В той же церкви приятъ Симеонъ Христа на руки и глаголаше:
"Нынѣ отпущаеши раба своего"* и протчая. В ту церковь введѣна
бысть Пресвятая Богородица трию лѣтъ, в той церкви питана
быстъ от ангела хлѣбомъ нѣбеснымъ двоюнадесяти7 лѣтъ*.
А на восточной стране къ Елеонской горе стоятъ врата
желѣзныя старого града Иерусалима, а тѣ врата не отворяются и
доднесь. В тѣ врата Христос въѣхал на осляти от Вифании8*. Дети