XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
97
Да тутъ же, вышед из Великой церкви, на левой странѣ,
придѣлано мѣсто к стенѣ Великия церкви царицы Елены, а то
мѣсто высоко; а нынѣ тутъ престол латынской5, служат
французы. А то мѣсто преждѣ сего, сказываютъ, было позлащено, а
нынѣ позолоты не знать, слиняло6. А подле того мѣста церковь
малая придѣлана к стенѣ, та церковь, гдѣ плакала Мария
Египетская пред образом Пресвятыя Богородицы*. А к патриаршему дво-
л. 120 об. ру придѣлана церковь Иякова, брата Божия*, а под колоколнею // -
церковь 40 мученикъ, иже в Севастии*.
И потом пошли мы в своя кельи и опочихом до утрия. И по-
томъ насъ позвали в монастыръ Святыя великомученицы
Екатерины на ея празник1*. Тут после литургии позвали насъ всѣхъ за
трапезу хлѣба есть; и, ѣдши хлѣба, давали за трапезу по
червонному, по талеру, по полуталеру. Потомъ стали звать во обитель к
Савѣ Освященному, тамъ был митрополитъ Иорданской. И греки
ходили, а мы уже не ходили для араповъ, за нужнымъ проходом, а
ходили на ево память*. Потом пришолъ2 митрополитъ от Саввы
Освященного3, и4 позвали всѣхъ богомолцов5 в Николской
монастыръ*. А литоргию служил митрополитъ Иорданской, орапъ6; и
казанье челъ по-арапски7. И тутъ богомолцом8 давали9 по финжа-
лу араки, а закуска была изюм сухой, а трапезы не было; а брали
по тому жъ10, что въ Екатерининском11 монастыре.
Α всѣхъ монастырей во Иерусалимѣ внутръ града: первой12 -
л. 121. монастыръ Великой; 2 - Введения Пресвятыя // Богородицы;
3 - Иоанна Предотеча1; 4 - Архангела Михаила; 5 -
Великомученика Георгия; 6 - Феодора Стратилата; 7 - Екатерины2-мученицы;
8 - Анны, матере Пресвятыя Богородицы; 9 - Святаго Евфимия
Великаго; 10 - Святаго великомученика Димитрия; 11 -
Преподобного3 Харитона Исповѣдника; 12 - Воскресение Христово. А все тѣ
монастыри внутръ града: 9 мужескихъ, 3 женскихъ да два
монастыря, француской да4 армянской. А всеми тѣми монастырями владе-
ютъ греки. Α гдѣ монастыръ Иякова, брата Божия, и тот зѣло узо-
роченъ, в том монастыре глава5 Иякова, брата Господня; а та глава
под спудом; и6 то мѣсто обложено сребром и позлащено.
ОПИСАНИЕ СВЯТАГО ГРАДА ИЕРУСАЛИМА8
Град Иерусалимъ стоит на востокъ, какъ придешъ от Царягра-
да, от Лиды, а в немъ четверы9 ворота*: 1 - на востокъ, на Елеон-
скую гору и к Гепсимании; 2 - на полдень, на Сионскую гору;
л. 121 об. 3 - от Лиды, в кои приходят от Царя//града; 4 - от Дамаска. Град
4. Хождение в Святую землю...