XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
96
Тексты
вѣръ еретическихъ чеснѣе8 у турокъ для того, что какое дѣло
турку до христианъ, то преждѣ присылаюсь к греческому намѣстни-
ку. Α тѣ уже: армяня, францы, кофти - к греческому намѣстнику
сходятся. Чемъ подарить пашу, такъ какъ греческой намѣстникъ
л. 119. придумает, // такъ и будетъ. И турокъ !во всем ево2 слушает, а
тѣхъ на совѣтъ не зоветъ. Такъ потому турки, хотя босурманы3,
однако знаютъ, что ихъ вѣра лутче.
А что говорятъ, что де и4 нынѣ огнь с небѣси не сходитъ, такъ
всякъ разсуди5 правовѣрный: естли бы такъ было, то бы уже
Великая церковь часу не могла стоятъ; а то турокъ боится, что
знамения бывают6, такъ за то уступаетъ. Того ради турокъ по вся
годы назираетъ и огнь в Великой церкви от Великаго четвертка7
погашаетъ. А того8 и смотрит, чтобъ которого году не сшол9
с небеси огнь, то бы онъ того часу Великую церковь разорилъ.
А за что себѣ 10турокъ по вся годы такия11 труды даетъ и мучит-
ся? Погаситъ огнь в Великой церкви по всем кандиламъ и в
домѣхъ у всѣхъ християнъ12-то смотрит, корпитъ до Великия
субботы, все назираетъ: таки ли правда христианская, не лгутъ ли?
Α нынѣ тако бываетъ сшествие13 огню. В день Великия субо-
ты греческой митрополит со християны14 взявъ святыя иконы ча-
л. 119 об. су въ 9-м15 // дни и поидутъ кругъ Гроба Господня. И когда обой-
дутъ трижды около предела, тогда турчанинъ отпечатаетъ
предѣлъ Гроба Господня и посмотритъ на кандило греческое.
Будетъ естъ огнь, такъ онъ скажетъ митрополиту, а тако нетъ,
такъ скажетъ: "Нетъ". И тако греки великимъ воплемъ кричать1
"Кири элейсон2!" на многъ час, а турчанинъ поноровя3 да еще
посмотрит. И когда увидит, скажетъ митрополиту. Тогда
митрополит возметь свечъ великия пуки во4 обѣ руки, да и поидетъ в
предѣлъ Гроба Господня, да и зазжетъ оба пука свечъ, да и выне-
сетъ христианомъ5, а християне6 станутъ от ево руки разбиратъ.
Потомъ за християны7 армяне поидутъ в предѣлъ Гроба Господня
да и возмутъ огнь от греческого8 кандила. Потом всѣ кандила
зажгут. А кто намъ не хощет вѣры яти, то всякъ собою отвѣдай:
немного живота-то, два9 года проходитъ, да 200 рублей на путъ
л. 120. возмѣтъ, да и полно тово - такъ самъ и будетъ самовидецъ //
всякому дѣлу.
А пред враты Великия церкви площадь1 зѣло велика, выслана
каменемъ. И тутъ по вся утра выходят с товары, разбираются.
А товары всякия бываютъ для того, что богомолцы по вся утра
приходятъ к Великой церкви на поклонение и у Великой церкви
врата церковная целуютъ. А продаютъ чотки2, свѣчи и всякие3
товары, мыло доброе; а торгу толко на4 одинъ час, болѣ нетъ.