XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
95
И какъ будет час 11, сниде огнь с небеси на пределъ Гроба Гос-
л. 117 об. подня, и поигра, яко солнце к воде блескаяся, // поиде ко вратомъ
Великия церкви, а не в предѣл Гроба Господня. И тамо не во
врата поиде, но в целое мѣсто сквозь стену, столпъ каменной. И раз-
седеся столпъ, и выде огнь ис1 церкви пред всемъ народомъ, что
гром великъ шумом загремелъ2. Тогда весь народ из церкви
вышел3 на тот позор, смотретъ таковаго чюда, где огнь поидетъ.
И огнь пошелъ по мосту, что вне церкви, и дошед до того мѣста,
гдѣ митрополитъ стоитъ со християны4 и на коем столпе стоит
кандило с маслом древяным5 бѣзъ огня, только фитиль плавает.
И пришед огнь к столпу, потом загореся греческое кандило.
И когда турчанин увидел такое чюдо, и в тѣ поры турчанинъ
сидел у Великой церкви у великихъ вратъ, кой данъ збирает на
турка, - и увиделъ турчанинъ такое чюдо, закричалъ великимъ
гласом: "Великъ Богъ христианской6! Хощу быти7
христианином!" Тогда турки, ухватя, стали его мучить. И по многомъ
мучении, видя его непокаряющася8, потомъ склаша великий огнь про-
л. 118. тиву9 того столпа, где кандило с маслом // загорелося, и тут ево
спалиша. А когда он во огни стоялъ на коемъ камени, и на томъ
камени стопы его всѣ, что на воску, вообразишася. И тотъ камень
и доднесь в том мѣсте лежитъ. А столпы оба стоять на показание:
тотъ, что у вратъ, с разсѣдиною; а тотъ, что у царицына мѣста,
черенъ1 весъ, дымомъ от огня опаленъ. Такое-то чюдо было!"
И от тое поры уже огнь въяве не сходитъ на Гроб Господенъ,
но толко 2кандило греческое3 загорается, а иныхъ вѣръ еретиче-
скихъ кандила4 не загораются5. Таково чюдо Богъ показал над бо-
сурманы6 и над еретиками! От тоя поры уже турки в денъ Великия
субботы никоихъ вѣръ у Гроба Господня не даютъ служить,
кромѣ грековъ. Французы, хотя властъ имѣютъ у Гроба
Господня, во весь год литоргисаютъ на Гробѣ Господни - имъ турокъ по-
пустилъ, а в день Великия субботы7 французы очистятъ предѣлъ
Гроба Господня, выдутъ вонъ, греком отдадутъ.
л. 118 об. И обносится // та молва в християнских1 церквахъ, паче же
в нашей, что будто огнь с небеси нынѣ не сходитъ. И то неправо
говорятъ: аще бы огнь не сходил, то бы почто грекомъ отдавать?
А они люди убогия, а еретическия вѣры армяня, французы
богаты2 зѣло. Они за такую добрую славу весми бы турку много дали
казны, кабы турок3 пропустил такую славу, что по ихъ вѣре огнь
сходитъ, да нелзя. Однова турки попытались такъ здѣлать, да не
удалосъ, такъ впредъ ихъ не обманутъ францы или армяна4,
боятся турка5. И за то они, за неправую 6вѣру свою7, турку данъ пла-
тятъ пред греками вдвое. А таки греки в Великой церкви всѣхъ