XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
94
Тексты
болше, а ковчеги серебреныя6, а иныя хрусталныя, - и тако
пошли во все врата из олтаря, и приидоша ко предѣлу Гроба
Господня. А за митрополитомъ - попъ7 и старцы, потомъ греки, хри-
стияне8. А напред пошлетъ митрополитъ турокъ з батожъем9
очишать10 дорогу. Зѣло управно, подобно что у нас на Москвѣ в
ходы ходят, такъ служивыя напред идутъ, дорогу очищают11.
Так-то и турокъ тѣмъ же подобием и всякое бѣзчиние унимаетъ.
Мы же 12зѣло сему13 подивихомся. И тако митрополитъ всем
собором с християны14 обшед кругом предѣла Гроба Господня
со кресты да и пошел в предѣл Гроба Господня. И поклонилися
Гробу Господню, вышел вонъ; потом греки и мы с ними же;
потом разных вѣръ еретическихъ. Потом поидоша в церковь
л. 116 об. Воскресения // Христова и отпустиша литургию. Потомъ пришли
турки и отперли Великую церковъ, и пошли вонъ из Великия
церкви всѣхъ вѣръ. Потом турокъ заперъ Великую церковъ и
запечатал.
А у Великой1 церкви двои2 врата: 1 замуравлены, а другия3
отворяются, и тѣ запечатлены от турокъ, которыя на турка дань
збираютъ. А у тѣхъ вратъ по обѣ стороны стоятъ 11 столповъ4
мраморных да 3 аспидных. И, какъ вышед из церкви, на правой
руке, а в церковь идучи - на левой сторонѣ, другой столпъ от вратъ
церковныхъ. И на том столпѣ язва великая разсѣлася5, болши
аршина вышины, подобно тому какъ громом древо обдеретъ. А ска-
зываютъ, что ис6 того столпа в Великую суботу* вышелъ огнъ из
церкви тѣмъ столпомъ, так онъ от того разселся.
Мы же про тотъ столпъ у грекъ спрашивали, такъ они намъ
сказывали: «Надъ етем-де столпом бысть знамение великое, 24 ро-
л. 117. ка7 тому уже прошло. Пришед-де // армяне к паши да и говорять
такъ, что: "Греческая-де вѣра неправая. Огнь-де сходитъ не по
ихъ вѣре1, но по нашей. Возми-де у нас сто2 червонныхъ, да чтоб
де намъ службу пѣть в Великую суботу. А грекъ-де вышли вон из
церкви, чтобы де они тутъ не были, а то скажут: "По нашей-де
вѣре3 огнь с небеси4 сшелъ"»*. И турчанинъ облакомился на
гроши, и оболстился на болшую дачу5, да грекъ и выслал вонъ из
церкви6. Потом турчанинъ отпер церковь и пустил армянъ в день
Великия су боты. И митрополитъ греческой со християны7 стоял у
столпа, у места царицы Елены, гдѣ она жидовъ судила, а то мѣсто
вне церкви. И митрополитъ стоялъ у 8Великой церкви у9 того
столпа, и плакал, и10 Богу молился. А армяна в Великой церкви въ
тѣ поры по своей проклятой вѣре кудосили, и со кресты около
предѣла Гроба Господня ходили, и кричали: п"Кирие элей-
сон!"12* - и ничто же бысть.