XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
93
Α тѣ гробы зѣло хитро сделаны6, мнится, не гробы - такое-то
чюдо! А не целуютъ ихъ, толко спинами трутся об них; а не вѣмъ,
чего ради.
А за тѣ гробы пошедъ мало, в той же церкви на правой руке
гроб царя Мелхиседека*. Да в той же церкви, от того гроба Мелхи-
л. 115. седекова 3 ступени, видетъ // щелъ в гору: разселась гора Голгофа.
Егда пришедъ единъ1 от воинъ и виде Христа, уже умерша, и
копнем ему ребра прободе*. И абие изыде кровъ и вода, а кануша на
Голгофу кровъ - и ту разсѣдеся гора каменная от крови Господни.
И истече кровъ на главу Адамову: бе бо глава Адамова в той
горѣ*, распяша Господа иудеи, ибо то мѣсто зовѣтся Лобное. И та
разсѣлина знать и до сего дни. Α гдѣ глава Адамова лежала, и то
мѣсто решеткою желѣзною задѣлано, чтоб не ламали2 то мѣсто
каменя. Α мѣсто невелико, и глава Адамова, по тому месту знать,
невелика была, кабы нынѣшних людей. А на горѣ Голгофѣ
престол греческой да два францужскихъ3. А за француским
престолом на той же горѣ, от Лобнаго мѣста к полудни итти 10 ступеней
ножныхъ, и тутъ то мѣсто, идеже Авраам на жертву принесе сына
своего Исаака.
А церковъ великая Воскресения Христова греческия вѣры,
гдѣ служивал патриархъ греческой. Α нынѣ патриарха нетъ во
Иерусалиме, а живетъ в Едринеполѣ при салтане. А во Иеруса-
л. 115 об. лимѣ на ево мѣстѣ наместникъ // да 4 митрополита по переменамъ
живутъ: 1. Кесариской; 2. Лидской; 3. Птоломаидской и Назарет-
ской; 4. Иорданской. И тѣ митрополиты живут во Иерусалиме,
а служат по переменамъ, а въ епархияхъ1 своих мало живутъ от
насилия турокъ и араповъ. А Великая церковь, основания царя
Констянтина2 и матере его Елены, ограждена кругом на 4 стены.
А церковъ великую Воскресения Христова держит греческой
наместникъ з греки, а Гроб Господенъ - французы-латыни3. А по
обѣ стороны Великия церкви службы еретическия; а называются
християне4, а вѣра их проклятая еретическая. И тутъ мы всю
нощъ ходили по Великой церкви, и святымъ мѣстам кланялися,
и лобзали, и дивилися красоте5 тоя церкве6, како всѣ страсти
Христовы7 внутръ тоя8 церкви ограждены.
У грекъ всенощныхъ9 не бываетъ, толко на вечерни10 на
литии* 5 хлѣбовъ ставят: великия хлѣбы, да тонки. А в верхней
л. 116. хлѣб воткнетъ 3 свечи, отпевъ вечерню, // разломавъ1 хлѣбъ да
и роздаетъ2. И после утрени3 стали петь литоргию. И после ли-
торгии попы греческия и митрополитъ облеклися во вся священ-
ныя одежды во олтаре, и взяша хоругви*, и4 часть древа
животворящего5, и иконы, и мощи святыхъ, - а ковчеговъ будет до 20 и