XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
91
той церкви Пупъ земли*, покрыть каменемъ, а руками человѣче-
скими не дѣланъ, но здѣланъ Божиимъ повѣлением. От Пупа зем-
наго 4 ступени в той же церкви естъ мѣсто, ограждено каменемъ
народа ради в человека вышиною2. А посреди3 той ограды
пропасть-щель*, как мощно4 человеку пролесть. А какъ в нѣе посмо-
тришъ, такъ темно, а глубины Бог вѣсть. И мы про ту пропасть
л. 112 об. спрашивали, и греки сказали: "Богъ-де знаетъ, что ето за щелъ, //
мы-де и сами не знаемъ". А в той церкви иконное писмо всѣ
московскоѣ - подаяние нашихъ государей, а писмо верховыхъ
мастеровъ*.
И тако нам ходившимъ в церкви, и начаша греки в доску бить
в церкви к вечерни. Потом стали вечерню петь, а митрополит Пто-
ломаидской стоял на мѣсте. И, отпевъ вечерню, позвали всѣхъ бо-
гомолцов на Голвоф1 ужинатъ за трапезу; и тутъ трапеза была
всѣмъ доволна. Потом попъ Дорофей пошелъ з блюдомъ, а ста-
рецъ с тетратью2, да брали так же: с нарочитыхъ по 8, по 6 и3 по
5 червонных, а с убогихъ по 5 талерей. Α послѣ трапезы начевали
и ходили по церкви. Утешно силно гулять, ненасытная радостъ!
И увидели французы, что греки вышли из трапезы, и велѣл
француской наместникъ заиграть в свои арганы для богомолцовъ
греческихъ. И когда в арганы заиграли, тогда не могли никто удер-
жатися, чтоб тѣхъ органовъ не слушать*. Зѣло у собакъ лстиво и
сладко играют! И тѣм играниемъ многихъ во Иерусалимѣ отвра-
л. 113. тили // от греческия1 вѣры к себѣ в папежскую вѣру. Тщателны2
собаки, многими дарами дарятъ, денги даютъ и платье - многихъ
оболстили.
Мы же ту нощъ всю не спали от радости, ходили по святымъ
мѣстамъ и меряли Великую церковь мѣсто от мѣста. А изъ той
церкви Воскресения Христова ходятъ на лесницу на Лобное
мѣсто*. А3 от того мѣста 20 ступеней стоитъ престол, идѣже жи-
довѣ на Господа терновъ венецъ плели*; тутъ служатъ4 греки.
И от того мѣста 10 ступеней стоитъ престол, гдѣ раздѣлиша вои-
ни жидовския ризы Господни*; и тутъ служатъ греки же. И от
того мѣста четыре ступени - гдѣ воини жидовския меташа жребий5
о ризе Господни*. И от того мѣста 166 ступеней - гдѣ Пресвятая
Богородица плакала по Христѣ во время страсти*. И на всѣхъ
тѣхъ мѣстах службы, и висятъ кандила7 скляничная8 с маслом дре-
вянымъ9, горятъ безпрестанно.
И от того мѣста к западной странѣ 10 ступеней стоит темница;
3 ступни - гдѣ сиделъ Господъ нашъ Исусъ Христосъ от иудей10.
л. 113 об. И тутъ горятъ 4 кандила // денъ и нощъ. Да тутъ же лежитъ
колода каменная, а в ней пробито1 22 дыры3: какъ жидовѣ наругалися