XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
90
Тексты
л. 111. а поперечнику - 5 пядей. А над Гробомъ Господним // горят 47 кан-
дил с маслом древяным1, а горят день и нощъ. А в тѣ кандила
масло наливают и досматриваютъ старцы гробныя разных вѣръ
еретических. И всякой старецъ в свои кандила масло льетъ. А будетъ
видит: в чужихъ кандилах масло дагорает2 - такъ ударит в колоко-
лецъ; такъ пришед да и нальет масла. А колоколцы от земли
приведены во всякою келью, гдѣ кой живет.
А писано в Корабейниковом3 страннике*, что де 4и тот5 гроб
здѣлала царица Елена над тѣмъ подленным6 Гробомъ Господним.
А входъ-де к нему под землею, и нынѣ греки и вход забыли. А
етотъ Гроб Господенъ зделан от мрамора бѣлаго7, и покрытъ
цкою8 мраморною, и запечатан седмию печатми свинчатыми. А
нынѣ те печати чютъ знать, уже стерлися; а печатана насквозь
дека9, верчена да такъ и заливана. А что дека на Гробѣ Господни,
на верху язва поперегъ10 разсѣлася, толко не насквозь, да11 другой
страны разсѣдина не дошла. И поклонившеся Гробу Господню, и
тако изыдохомъ ис предѣла, и смотрихомъ, и дивилися зданию
церковному. //
л. 111 об. А у церкви над Гробомъ Господнимъ верхъ разбитъ, турки
разбили, а здѣлатъ1 не дадутъ. А дыра та покрыта сеткою медною,
чтобы птицы не лѣтали. Α предѣлъ над Гробомъ Господнимъ
обитъ деками мраморными, а инде уже деки и вывалилися.
Великой церкви длина - 140 ступеней. Да тутъ же мы видели: на сте-
нахъ церковныхъ кресты изображены в камени Великия церкви
на западной, на полунощной, на полуденной. А подобиемъ таковы:
в срединѣ троечастной2, что у нас на Успенскомъ соборе*, а по
странамъ четвероконечныя; а подпись на троечастномъ и четверо-
конечном - "Исусъ Христосъ Ника". Α дѣлала тѣ кресты царица
Елена с подлинного Креста Христова. А троечастной Крестъ Хри-
стовъ с возглавиемъ*, а подобие таково, якоже3 сии обрасцы4
свидѣтелствуютъ. А верхъ надъ Гробом Господнимъ аки тере-
мокъ, что яблоко кругло. А на Гробѣ Господни5 служатъ францу-
зы-папежцы. А входъ ко Гробу Господню никому не возбраненъ,
всѣхъ вѣръ ходят. А за предѣлом Гроба Господня к стенѣ
л. 112. придѣланъ придѣлъ6: тут служатъ // кофти, а за ними хабѣжи.
Тутъ гроб Иосифа и Никодима выбита в стену могилою, а гробовъ
нетъ, толко ямы. Мы же тѣ гробы целовали и зѣмлю брали, а
земля красна видомъ.
И тако пошли до церкви Воскресения Христова 12 ступеней.
А в той церкви служать греки, митрополитъ греческой. А патри-
архъ не живетъ во Иерусалимѣ, а живетъ въ Едринеполѣ. А
длина той церкви - 20 ступеней, а поперегъ - 10 ступеней. Посреди1 же