XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
89
царица Елена, однакож о томъ подлинного извѣстия нетъ. А что
говорят, будто франки его украли, и сему невѣроятно, мудро его у
турокъ украсть.
И от того камени пошли налево к западной стране. Среди Ве-
ликия церкви стоит теремокъ-пределъ, а в немъ Гроб Господень.
л. 110. Α предѣл, аки церковь, надвое перегороженъ. И какъ в предел //
первой войдешъ, тут лежит камень, егоже ангелъ Господень отва-
лилъ от дверей Гроба Господня*. И тотъ каменъ невеликъ, кабы
пуд в1 15, а утверженъ в помост, кругол, что стулъ. А знать, онъ
прежде сего бывал великъ, до взятия туркова брали ево2
христиане3 на благословение, а нынѣ уже турки не дадутъ. А камень кра-
сенъ, что кремень. А над нимъ горять 4 кандила разныхъ вѣръ с
масломъ древянымъ4. Мы же тотъ камень целовахом.
И тако5 пошли ко Гробу Господню в другой предѣлецъ. А вход
ко Гробу Господню зѣло нуженъ: двери ниски да уски - все
нагнувши6, по одному человеку, а двое в ряд не разойдутся. А входятъ че-
ловекъ по 5, по 6, а болши нелзя. Тѣ поклонятся да выдутъ, а иныя
поидутъ. Медлѣнно 7оттудова выходят8, для того радостно велми.
Такъ кому-то хочется скоро вытить? Уже насмотрится доволе9
такова дара да выдетъ. Хошъ крычат, не глядятъ на то.
И когда мы вошли ко Гробу Господню и когда увидели Гроб
Господенъ, тогда радости исполнися сердце наше; и забыхомъ
скорбь нашу, и, падше, поклонихомся Гробу Господню. Тогда от
л. 110 об. такой радости не могли от слезъ удержатися // и начаша Гроб
Господень лобзати, а сами рекохомъ: "Слава тебѣ, Господи! Слава
тебѣ, святый, яко сподобил еси нас, грешныхъ, видети гроб свой
пречистый1 и лобзати! Что воздам2 тебѣ, Владыко святый, како
мя, недостойнаго3, дапустил4 со грѣхи моими окаянными гроб твой
пречистый видити5?!" И дивихомся человеколюбию Божию, како
от многих лѣтъ желаемое получихом: прежде слышанием и про-
читаниемъ истории, нынѣ же Богъ сподобил самим видети. И тако
воздахом хвалу Богу и Пречистой его Богоматери6.
И стояли тутъ7, и смотрили, како прихождаху ко Гробу
Господню на поклонение от разныхъ вѣръ еретическихъ. И видели армян
и женъ ихъ. Зѣло во удивление8: какъ над Гробом Господним они
плачутъ, такъ слез лужи стоят на деке гробной; а иную бабу-ту
насилу прочъ оттощить9 от Гроба-то Господня. Дивное чюдо!
Хоша10 еретическая у нихъ вѣра, мы же подивихомся таковому
усердию.
А Гроб Господень приделан к стенѣ предела, к полунощной11
стенѣ, а от полуденной стороны та страна свободна; возглавие
и подножие примуравленъ. А длина Гробу Господню - 9 пядей,