XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
88
Тексты
богомолцов в монастыръ, а тотъ монастыръ девичей, живутъ
старицы. И былъ у вечерни митрополитъ Птоломаидской, а обедню
сам служил и поучение челъ. И после обѣдни посадили всехъ бо-
гомолцовъ в полату, и давали всякому человѣку по финжалу раки
да по другому10 винца церковнаго11, и12 брали с человѣка по
червонному, по талеру и по полуталеру. И тако пошли по своим
кельям. Потом на вечер стали намъ всем возвещать, чтобы были
готовы 13итти в Великую церковь14, мы же начата готовитися.
И пришли все богомолцы к Великой церкви, и стали всехъ
л. 109. вѣръ // сходится1. Потом сошлися всѣ, и стояхом у Великой
церкви, и ждали пашу турецкого. Потом пришел паша, емуже турки по-
слаша ковры, и селъ паша у вратъ церковных. Потом пришли к
нему толмачи всѣхъ вѣр и стали подлѣ его. Потом турчанинъ
принес лѣсницу, и прислонилъ ко вратом церковнымъ, и, взлѣзши2,
отпечатал, потом отперъ. Пришолъ3 митрополит греческой со
християны4-греки и рташа у врат церковных. Потом пришли и
еретических вѣр: армяне, французы и протчих ересей - и стали у
вратъ церковныхъ все. Потом турчанинъ сталъ брать со всякого
человека по 3 червонных, а съ еретических вѣръ по шти5
червонных, да и печатки давал всякому человѣку. Потом стали в церковь
пускать не всеми дверми, но половину отворилъ турчанин, чтобъ
иныя такъ не шли, а пропущал по человѣку да по два да
досматривал печатокъ. У кого есть печатка, такъ пустит, а у кого нет, так
и не пустит.
ОПИСАНИЕ ВЕЛИКИЯ ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА7
Во граде в полунощномъ углѣ стоит церковь великая
Воскресения Христова. А в ней врата двои: на полдни одне отворяются, а
л. 109 об. другия закладены // каменемъ. И какъ митрополитъ со христианы,
с ними же и мы, вошли, и тутъ, немного пошедъ, саженъ с пять,
лежит камень противу1 вратъ церковныхъ от мрамору бѣлого, огра-
жденъ решеткою медною. И с того камени положенъ быстъ
Христос во гроб Иосифом и Никодимомъ*; и на томъ камени Христа в
плащеницу обвивали*. И тотъ камень митрополитъ и все христия-
не2 целовали; и мы такожде целовали; потом и3 иныхъ вѣръ. А над
тѣм каменемъ горятъ 8 кандил с масломъ древяным от разных
вѣръ. А сказываюсь про тотъ камень, что подлинно былъ не
мраморной, но простой бѣлой. А тотъ-де камень турокъ французу4 за
многие червонные продалъ, и на том-де мѣсте положили вмѣсто
того сей мраморной. А кандила над тѣмъ каменемъ положила