XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
87
шедъ, стали убивать отцевъ, ис пещер таскать вонъ да главы
отсекать. Отцы же, видя3 суровство зверское4 от турокъ, не стали про-
тивитися и начата своя главы под мечъ клонити. И побита ихъ
турки 8000. И видя паша, что калугеры не противятся имъ, посла
вѣдомость5 к салтану, что6 старцы ни в чемъ не противятся. Царъ
же умилися, послал писание, велѣлъ престатъ7 убивати, а иныхъ,
оставшихъ, свободити: куда хотятъ, идутъ, а тут бы не жили. И та-
ко паша возвратился во Иеросалимъ, а отцы собравши мощи изби-
енныхъ да в той пещере и положили, а сами и пошли до Афонския
горы, и тамо водворишася". Α нынѣ в тѣхъ пещерах живутъ
арапы, зѣло много. Нам же старцы приказывали, чтоб от тѣхъ мощей
не брали ничего: "А естъли8 де кто возметь, а когда придетъ на
море, такъ-де кораблъ с тѣми мощами на море не пойдетъ. И турки9
л. 108. станутъ обыскивать, // а когда у кого найдут, так-де того1
человека совсемъ в море и кинутъ". Мы же того зѣло опасалися и не
брали ничего.
И тако мы смотрихомъ с монастырской ограды во юдоль
Плачевную: круто зѣло, утесом. И тутъ видели араповъ: таскаются по
юдоли Плачевной, а сами, подшедше2 под ограду монастырскую,
крычать з долу, просятъ хлѣба. И старцы Савина монастыря со
ограды кидаютъ им, что сабакам3, помалу хлѣба. Ано4 кой напред
подхватит да и побредетъ во юдолъ; а иныя глядятъ кверху5 да6
дожидаются, чтобы еще бросили. Такъ другому кинутъ, да и тот
также побредет. Да так-то старцы по вся дни с ними мучатся. А за мо-
настыръ вытить нелзя - ограбять. И гулявши мы по монастырю,
позвали насъ за трапезу, коя зѣло была доволна, и вина было
много. И тутъ Дорофей-попъ брал гроши по-прежнему да и на игумна
брал по талеру с человека. И тутъ мы начевали; и утре поднесли
по финжалу араки, да и пошли во Иерусалимъ.
И какъ мы вышли за ограду монастырскую, тутъ на другой
стране7 стоит столпъ каменной высокъ, а на нем стоит затворникъ
весь наружи, на верху столпа, поджемши руки, в клабуке. А греки
л. 108 об. ходили к нему // на поклонъ. И я спросил тутъ у старца: "Что1 ита2
у вас за диво и святость?" Такъ онъ3 разсмеялся: "4И тот5-де столп-
никъ на час. Какъ-де богомолцы сойдутъ из монастыря, а ево-де
за ними ветръ здуетъ доловъ". Мы же подивилися ему да и пошли.
А шли къ6 Ерусалиму7 не юдолью, но тарами8, высоки горы зѣло.
И отошли верст за9 10, стоит село арапское, а прежде сего бывала
обитель Феодосия Великаго*. Нынѣ толко церковъ одна, и в тое
арапы коней запираютъ.
И пришли во Иерусалим, и пребыхом ту до Введениева дни*.
И на праздникъ Введения Пресвятыя Богородицы звали всѣхъ