XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
85
конехъ кругъ нашего коровану бѣгаютъ да кричать6 нам, чтоб
бѣжали. А мы бегли да и ротъ разинули7. Охъ, дорошка, дала ума
знать! А сами таки махают, что бѣгите. Естли бы етемъ арапомъ
попались, то бы прощай: не токмо бы пограбили, всех бы тутъ
побили, для тово что дичь, кочевыя, а не8 селския. Когда мы к
Иерусалиму9 шли, такъ тут насъ грабили селския, а они толко
грабят, а не убиваютъ.
И тако мы бѣжали версты с три бѣс10 памяти, друг друга
потоптали да набѣжали на их кочевье. Тутъ у них стаятъ11 полатки,
и жены, и дѣти ихъ тутъ, да и козлята молодыя, овечки малыя.
И когда нас увидели арапския жоны12, робята13, подняли крикъ,
вопль, выскочили ис полатокъ нагия, чорны14, толко зубы свѣтят-
ся. Тут мы пуще того испугалися; а вопль их намъ показался,
кажется, до небесъ. Тутъ-то мы еще бѣжали с версту. Едва отдох-
л. 106 об. нули, такъ набѣжали // на нас проводники наши и сказали нам:
"Не бойтеся-де топерва".
И тако мы взошли1 на гору высоко, толко в полгоры, и мало
пошли, увидели монастыръ Святаго Савы2 Освященнаго - и возра-
довахомся зѣло. И пришли к монастыръским3 вратам4, слезли с
коней. А у вратъ стоятъ арапы, не пропущаютъ сабаки5, бѣрут с
человека по 5 пар да и пустят. И тако мы внидохом в лавру Святаго
Савы6 Освященного7. Зѣло предивен монастыръ, у нас такова по-
добиемъ нетъ. Хитро стоитъ, с полугоры стены ведены круто
зѣло. И8 в том монастыре, в лавре Святаго Савы9, храмъ болшой10
предивной11 Преображения Господня12, стенное писмо; и иныя
церкви многия есть. Тутъ же в монастыре видели мы келью святаго
Савы13, где онъ сам труждался: вытесана в горе какъ мочно14
человеку сестъ, а стоять нелзя. Прежде сего, сказывали,
выхаживало миро, а нынѣ нѣтъ. А стоитъ тотъ монастыръ на краю юдоли
Плачевной, коя пошла в Содомское море. А итъти15 тою юдолью
да16 Содомскаго17 моря от Савина монастыря с полдня, сказыва-
ютъ; а какъ посмотришъ к морю18 Содомскому с монастыря, ка-
л. 107. жется, версты двѣ, да межъ гор куликовата // юдолью. А подой-
тить посмотреть1 к тому морю блиско2 от арапъ нелзя, да и не ве-
лятъ турки ходить. А то море животнаго в себѣ ничего не держит,
а воды пить нелзя: горка и солона - и всякое животное в себѣ
уморяетъ. А то море невелико, что озеро, уско да длинно; а ходу,
сказываютъ, кругъ ево всего 5 дней.
А когда мы пришли в монастыръ, тогда насъ игуменъ ввелъ в
церковь. Тутъ нам вынесли крестъ, здѣланъ от части животворя-
щаго древа. Мы же целовахомъ тотъ крестъ и обрадовахомся
радостию неизреченною. И потомъ повели нас на гроб святаго