XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
84
Тексты
жиды стали Христа распинать, и повелѣша ис того древа здѣлать3
Крестъ Христовъ, на нем же распяша Господа Славы. И тотъ4
пень в той5 церкви стоит, и доднесь целъ, и сребром обложенъ6,
и позлащенъ.
И ходили мы по церкви, и смотрили7 здания церковнаго8.
Потом позваша нас за трапезу. И трапеза была пространная; и вина
много было для того, чтобы9 охотно богомолцом10 денги давать.
И тут Дорофей да старецъ-арапъ бралъ денги по вышеписанному,
какъ и в прежнихъ мѣстахъ, и в книги записывалъ. И тутъ, ѣдши
хлѣба, начевали. И гуляли, и11 по тому монастырю вверху ходили
по кельямъ. Удивителной монастыръ, а пустъ весъ; толко два12
старца или три13 живуть для службы, и14 богомолцов водятъ по свя-
тымъ мѣстамъ, да денги обираютъ. И утре рано поднесли по фин-
жалу араки, и пошли во Иерусалимъ.
И пришли во Иерусалим15 в монастыръ Великой. Потом стали
нас разводить по монастырям и стали кельи раздавать16. Намъ же
отвѣли келью17 в монастыре18 Иоанна Предтечи* и дали мне
келью. Мы же начахом жити и Бога благодарити. Потом позвали нас
л. 105 об. в монастыръ // Святаго архангела Михаила на ево праздникъ* ко
всенощной1. И тут в вечерни былъ митрополитъ Птоломаидской,
и на утренни2 онъ был, а3 литоргию4 самъ служил, после обѣдни
поучение челъ изоустное. Певцы у него были нарочиты, толко
ниже нашихъ гораздо. Тутъ, не распустя5 богомолцов, подносили по
финжалу араки да брали с человека по червонному, по талеру и по
полуталеру.
Потом повели насъ во обитель Святаго Савы6 Освященнаго.
Также пригнали коней арапы и збиралися все за градскими
воротами. И пошли от Иерусалима7 ко обители Святаго Савы8
Освященного9, а шли все юдолью Плачевною*. А когда10 стали збират-
ся богомолцы, тогда арапы окаянныя11 силно сажаютъ на кони и
бьют, кто какъ не хочет ѣхать на лошади. Великое насилие! А из-
возъ дорогой: от Иерусалима да12 Савина13 монастыря с человека
по талерю, а переѣзду 20 верстъ. Бѣда, су, со арапами, нигде от
них уходу нетъ, везде враги насилуютъ!
И шли мы юдолью Плачевною; и будемъ какъ на полупути от
Иерусалима, тутъ мы нашли на араповъ. Они поят скотъ, великия
стада, а ихъ14, собакъ, многое множество. А стали на дороге, а
л. 106. ходъ15 мимо // ихъ. А они наливаютъ воду в корыты, такъ дорогу
у насъ заняли. А арапы дикия да и задрались1 с нашими
провожатыми, арапами жъ. Чортъ2 на чорта3 нашол4! А мы нутко бѣжать
все юдолью. А наши арапы с ними стали5 дратся да бится: имъ
было хотелось насъ грабить, а тѣ не даютъ. А проводники наши на