XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
83
Потом позваша насъ за трапезу, и трапеза зѣло была доволна,
и винца было много. Потом попъ Дорофей да старецъ-арапъ, -
попъ взял книги, а старецъ блюдо болшое1, - и стали денги
обирать. И греки богатыя давали по 10, по 8,2по 7 и3 по 5 червонных;
а убогия4 - по 5 талерей, менше того не беруть. А будет кто
поупрямится да станетъ 4 талеря5 давать, то такъ в глаза и бросят:
"Какой-де ты богомолецъ?!" Будетъ кто хощетъ 6итти во Иероса-
лим7, то сумма8 грошей велика надобѣть. И, вставъ от трапезы,
пошли гулять по кельям: высоки кельи, красовито силно стоят.
И Вифлием на горѣ. Какъ посмотришъ к Содомскому морю -
ужасно зѣло!
И утре пошли из Вифлиема тем же путем в вышеписанной мо-
настыръ Святаго Илии Пророка. И тутъ того монастыря игумен
встретил нас, ввелъ нас в церковь Святаго Илии Пророка.
Церковь9 зѣло узорочна, а в ней писмо все стенное хорошо силно.
Тутъ лежит в стенѣ вдѣланъ камень, на коемъ сидел Илия, когда
попалилъ пятидесятницу. В той церкви трапеза была богомол-
цом10. И тот же попъ Дорофей по-прежнему11 взялъ книги да
записывал, а гроши так же брал, что и в Вифлиеме. Вставши от тра-
л. 104 об. пезы и погуляв // по церкви, мало опочив, пошли из монастыря
Святаго пророка Илии.
И пришли в монастыръ к Честному Кресту, гдѣ честное древо
расло. В монастыре церковь зѣло предивна, писмо в ней стенное.
В той церкви под трапезою пень того древа, с которого ссѣчено и
здѣланъ Крестъ Христовъ, на нем же распят бысть Господъ наш
Исусъ Христосъ. Мы же тотъ пень лобзахом. Да от1 той же
церкви выносили часть от животворящаго древа, на немъ же распятъ
Господь нашъ Исусъ Христос. Мы же лобзахом тотъ2 крестъ.
А сказываютъ про то древо: посадил Лотъ три главни по
согрешении со дщерми и поливал то древо по повелѣнию Авраамо-
ву*. И когда Соломонъ стал строить Святая Святыхъ*, и то древо
повелѣлъ ссѣчъ на тябло*. И мастеры то древо смѣряли и
потянули вверхь - ано и коротко стало. Они же усумнешася, и отпустиша
долу, и смѣряли - ажио и пришло в мѣру; потянули опять - ажио
и опять стало коротко. Такъ мастеры познали, что хощетъ быть
нѣкое таинство, и положили его к стенѣ - и бысть сѣдалище иуде-
ом3. И когда пришла Южская царица к Соломону* и Соломонъ на-
ча ея водити по своим царским сокровищам и показовати4 ей вся
л. 105. церковная здания внутрь ея, тогда Южская царица, когда пришла //
к честному древу и увидѣла его, и воспела: "О треблаженное
древо!" И от того времяни1 не велѣлъ Соломон-царъ на томъ древѣ
садится, и с того числа бысть то древо в чести у иудеовъ2. И когда