XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
81
теперя в келью, а когда-де будетъ время, убравшися, станем-де
л. 102. васъ водитъ по святымъ мѣстамъ10". А греком завистно, // что на-
местникъ таковую показалъ любовъ. И тако пошли в келью и
опочихомъ.
И в полунощи стали клепатъ в доску ко утренни. Мы же пошли
в церковь царя Констянтина1 и матере его Елены* и тутъ мало по-
стояхомъ2. Когда начали на утрени кафисму3 говорить, тогда намъ
стали свечи раздавать4 и повѣли нас со свечами по святымъ мѣстам.
Прежде привели тут, гдѣ Христосъ сиделъ на камени, когда явился
Марии Могдалыни5*. Тутъ над тѣмъ каменемъ здѣланъ чуланъ6
дощатой з дверми, да и замыкаютъ. А камень, что стулъ, круглой,
красной кременъ. Α гдѣ Христосъ сиделъ, то мѣсто сребром
обложено и прзлащено. Тутъ, подле того камени, церковь Иякова,
брата Божия, и служат в ней греки. Тутъ мы, тотъ камень целовавъ-
ши7, пошли до церкви, гдѣ Мария Египетская8* плакала предъ
образом Пресвятыя Богородицы. Потом повѣли нас до Авраамовой
церкви*. Пришед в тое церковь, целовахомъ то мѣсто, гдѣ Исакъ
стоял связанъ, когда его Авраам хотел заклать9*. И то мѣсто
обложено сребром и позлащено, величиною з болшую торелку.
Потом возвратилися в Великой монастыръ. 10Идучи в мона-
стыръ, целовахом Великия11 врата. И приидохом в церковь, а в
л. 102 об. церкви поють славословие12 // великое. И отпели утренню, и тако
пошли в кельи своя. Потом пошли к литоргии, отпѣли литоргию,
вышли из церкви, пошли все до винной полаты1. Тутъ всем2
подносили араки по финжалу; таковъ в томъ монастыре3 уставъ: после
обѣдни все старцы вышед из церкви да и4 поидуть пить горелку.
И тако пошли до кельи5 своей. По времени же позваша нас за
трапезу и такоже нас по-прежнему удоволиша всем. Воставъ из-за
трапезы, трапезу же и заперли, не пустили вонъ богомолцов,
стали ноги умывать. А за умыванье брали с нарочитыхъ по 8, и 7, и по
5 червонныхъ, а с убогих - по 5 талерей. И тако умывъ ноги и об-
равъ гроши, отворили двери и выпустили6 вонъ.
И утре рано привели к монастырю арапы коней. К нам же при-
шедъ черной попъ Дорофей, да старецъ-арапъ возвестилъ всемъ,
чтобы шли в Вифлием. Мы же стали збиратся. И вышли за град-
ския врата Лидския, тогда стали коней разбирати. А инии7 же
пеши шли, а арапы силно сажаютъ на кони, хошъ кто не хочетъ.
Мы же шли пеши, для того что они, сабаки8, силно извозам9
грабят: на 10 верстъ полтина10 станет извозу. И когда сождались все,
такъ и пошли к Вифлиему.
И тутъ на пути на левой странѣ минули монастыръ Святаго
л. 103. пророка Илии, // где попалил огнем пятидесятницу1*. Тотъ мона-