XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
80
Тексты
И потомъ повѣли насъ гулятъ на верхь келей, около Великия
церкви*, на гору Голгофу*. Мы же пришед на гору и падше, покло-
нихомся и целовахомъ святую гору Голгофу. Потом стали намъ
указывать Елеонскую гору*, Вифлием*, обитель Савы8 Освящен-
л. 101. наго* и Содомское // море*, Иордан-реку*. И тогда мы з горы
Голгофы увидели святыя места и от радости не могли от слезъ удер-
жатися. Падше, поклонихомся, и от той радости всю бѣду
арапскую забыли, и хвалу Богу воздахомъ. А сами вси1 единогласно ре-
кохомъ: "Слава тебѣ, Господи! Слава тебѣ, святый, яко сподобил
еси нас, грѣшныхъ2, видети твой град пресвятый! О Владыко
святый, что воздадимъ тебѣ? Како нас, недостойныхъ, допустил со
грѣхи нашими?"
И тако ходихом по крилу церковному великия церкви
Воскресения Христова и смотрихом здания церковнаго3. И дивилися:
"Како матерь нашу церковь и такую красоту отдалъ босурманом4 в
поругание?" И плакали, на таковое строение глядя. И пришли к
Великой церкви, и смотримъ сверху в окно, и увидели пределъ* над
Гробом Господнимъ, и возрадовахомся радостию великою. А
сами, кабы можно, так бы скочили в церковь, да невозможно от ту-
рокъ-собакъ: они церковь запираютъ и печатаютъ. И видим там
старцов, ходящих по церкви, разныхъ вѣръ еретическихъ: овыя,
ходя, кадят5 святыя мѣста, а иныя службу поютъ. Мы же диви-
хомся таковому их безстудию. А франки поют на арганехъ, а всѣ
тѣ веры называются християнскими6! Что жъ7 дѣлать? Богу тако
л. 101 об. попустившу! // И тако мы доволно ходили и вся святыя мѣста
смотрели1.
И пошли в своя кельи, и мало опочихомъ. Приидоша старцы
и позваша насъ к записке, мы же все пришли в патриаршу келью.
И тутъ стали всякого человѣка имя в книгу записывать, а у
записки сидел митрополитъ Птоломаидской да наместникъ
патриаршей. А от записки2 брали з богатого3 по 10, по 8 и по 54 червонных,
а с убогих - по 5 талерей. И какъ уже всѣхъ переписали, такъ
наместник позвалъ меня. Такъ я к нему пришолъ5, и поклонился, да
и подал ему царской листъ московской. Потомъ мнѣ велѣлъ сесть
и, взявши, государевъ лист развернулъ, а честь не умѣетъ. Толко
гербъ царской смотрили да и поцеловали гербъ царской. Потом
мнѣ сказал чрезъ толмача: "Для здравия-де царского величества
все тебѣ добро будетъ у нас. Дадим-де тебѣ келью добрую и ста-
немъ-де тебѣ6 водить1 по святымъ мѣстамъ, где-дѣ нам
возможно. Α гдѣ-де невозможно и коими-де мѣстами бусурманы8
владѣют и християнъ9 не пущаютъ, тутъ-де мы и сами не волны".
И я вставши да и поклонился. И наместникъ мнѣ молвил: "Иди-де