XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
79
А когда увидели мы святый градъ Иерусалимъ версты за две,
тогда мы зѣло обрадовалися11. И, сседши12 мы с коней13, поклони-
лися святому граду Иеросалиму14 до земли, а сами рекли: "Слава
тебѣ, Господи, слава тебѣ, святый, яко сподобилъ еси насъ видети
град твой святый!" А когда увидили15 турки с16 стены градской
нашъ корованъ, тогда воевода выслалъ к намъ турокъ, арапъ кон-
л. 100. ницу и с ружьем. И турки, // арапы выѣхали в поле, а сами стали
скакать, винтоватъ, копья бросатъ - рады1 собаки, что мы приѣха-
ли2, а сами намъ говорят: "Салам аликъ!" А мы имъ противъ гово-
римъ: "Алики салом, здорово ли живете?" - "Какъ-де васъ Богъ
милует? Какъ-де васъ Богъ пронесъ от разбойниковъ?" Да и
поскакали за насъ назад χ коровану, да и поѣхали назади корована
всемъ полкомъ, будто насъ такъ провожаютъ. А мы уже всѣ
пѣши шли до вратъ градскихъ3. А изъ Ерусалима вышли на поле
християне: греки, армяне, кофты, французы, иноки, мужи и
жены - все встречают насъ, а сами плачутъ: "Какъ-де вас Богъ
пронесъ от араповъ?" А мы такъже4 плачем, никто тутъ не мо-
жетъ от слезъ удержатися. Ужас и радость! Уже в радости всю
бѣду забыли.
Октября въ 30 дне пришли ко святому граду Иеросалиму5.
И когда мы внидохомъ во святый градъ Иеросалим6 и внутръ
града, подле дома Давидова* множество народа: турок, арапов,
християне7-армяне и разных еретических вѣръ стоятъ. Все, милен-
кия, рады8, встречають нас, всякъ своей вѣры своихъ смотрит.
А корованъ наш шел верстъ на 5 и болши. А, вшедши9 во святый
л. 100 об. град Иерусалим, все пошли по разным монастырям своей // вѣры.
А мы со греки пошли в Великой монастырь патриаршей
греческой*; а армяне1 - в монастыръ Иякова, брата Божия*.
А когда мы стали в монастыръ патриаршей въезжать во
врата, тутъ насъ наместникъ со всеми старцами встретилъ. Рады2
зѣло, потому что отчаяли3 насъ, жили на пристани полсемы
недели. И старцы наши кони разседлываютъ и рухлетъ4 нашу в кельи
носятъ; з горелкою старцы стоят, а иныя на блюдахъ закуску
держат. И стали всякому человѣку по 2 финжала наливать горелки.
И радостно, и плачевно! Потом раздавали намъ кельи. Мы же въ
кельях мало опочили, начали бить в доску за трапезу. 5И, пришед,
старцы стали насъ зватъ за трапезу6. И всѣ богомолцы вобрались
в трапезу: трапеза зѣло велика; толко7 жены особливо ели в
кельях. Потомъ ударили в кандею*, и стали "Отче нашъ" говоритъ, и
сели хлѣбъ ясти. И трапеза была доволна зѣло всячиною, и ви-
номъ поили нескудно. И, воставши из-за трапезы, воздали
благодарение Богу.