XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
11
Дать - бѣда, а не дать - другая. Толко ты кошелекъ вынял, анъ
л. 97 об. 14другой с15 стороны и вырвалъ совсемъ. А не датъ, // так убьетъ1.
А станешъ давать, такъ с одново мѣста четверть часа не спустять,
что от сабакъ2 не отобъесся3. Посмотришъ: везде крикъ да стонъ,
бьютъ да грабятъ; иной плачет - убитъ, иной плачетъ - ограб-
ленъ. Вездѣ гоняются4 за однемъ человѣком по 10, по 20. Многия
коней и рухледъ покидали да такъ от нихъ, сабакъ5, бѣгаютъ.
А болши псы-извощики тут же воруютъ, мотаются межи тѣхъ.
Да извощики-то ис тѣхъ же сѣлъ разбойничъихъ6, такъ имъ
кстати7 вороватъ-то, собакамъ, - те же разбойники; перебѣгаютъ да
грабятъ: передний назадъ, а задний напредъ8. Баб9-то миленкихъ
бьютъ! Пришедши, возметъ бабу-ту или девку за ногу, да такъ с
лошеди10 долой волочотъ11, да бъетъ12: "Дай пара!" Бѣдство
великое13 от араповъ, пощади, Господи, подобно что на мытарствахъ
от бѣсовъ!
А я и лошадь покинулъ да все бѣгалъ пешком, такъ они14 таки
не такъ нападали. А когда набѣгутъ арапы ззади или встречу15 и
хотять битъ и грабитъ, такъ я толко нашолъ16 на нихъ ружье
острое. Бога-света призову на помощъ да безпрестани кричу к Богу-
л. 98. то: "Владыко-человеколюбче! Помози за молитвъ отца нашего //
Спиридона!" - такъ они и прочъ от меня. А они иной1 в глаза за-
глянетъ, а самъ заворчитъ да и прочъ. А я сам2 удивляюся
человеколюбию Божию; знатъ, молъ, что Богъ любитъ Спиридона-та3
отца. Такъ меня Богъ4-светъ спасъ за молитвъ отца Спиридона.
Да спаси Богъ арапа, моего извощика, много имъ отбивался. Гдѣ
набегутъ арапы станицею, хотятъ грабитъ и бить, а онъ самихъ
наворотит дубиною. А они станутъ с ним шуметь, а я в те поры5 -
от6 нихъ. Потом иная станица набѣжит, а онъ опять с ними станет
шуметь да драться7, а я таки уйду. 8Да тах-то9 весъ денъ куликал.
А я, су10, выневши да ему пар 5и-6 дам, такъ онъ за меня лутче
стоитъ. А самъ мнѣ ворчитъ: "Э, папас, не бойся-де, я-де тебѣ12 не
дам грабитъ и битъ". А сам таки, злодей: "Чтиз пара, дай-де пара,
видишъ-де, какъ я за тебѣ13 со арапами бъюся14!". А я, су15:
"Ну онъ провалися!" - вынявши алтына два и дашъ. Да так-то ему
днемъ-то с рублъ передавалъ, и хлѣбомъ-то ему даю. Ну он к
Богу! Толко дал Богъ здорово, не о денгахъ слово, увечье-то пуще
л. 98 об. денегъ. А они, собаки, не разбираютъ, // и милости у нихъ нетъ:
хошъ по главѣ, хошъ по глазамъ. И тотъ мы день весъ шли, ни
пили, ни ели от нихъ, собакъ. Такое бѣдство чинятъ арапы, уже
невозможно такой беды человеку от рождения своего видатъ! Толко
ты вынешъ кусъ хлѣба да к роту, а иной заскоча с стороны да и
вырвет. А сами между1 себя и подерутся за кусокъ хлѣба.