XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
72
Тексты
Иеросалиме10-де заметъня11 теперева12 великая, разбой-де стоит
на дороге". А в тѣ поры во Иеросалиме13 паша турецкой казнил14
араповъ15, воров и бунтовщиковъ16, головы их на колья поткнувъ17
да и поставил над грацкими воротами. Такъ за то арапы возмяли-
ся да писали во все веси арапския, чтобы съезжалися18 ко Иероса-
лиму; такъ потому арапы 19-дичъ ис пустыней, из Египта, от
Синайской горы* сьѣхалисъ. А паши в тѣ поры во Иеросалимѣ не было,
онъ ѣздилъ для поимки20 разбойниковъ. И воевода согласился со
л. 92. арапами, да пустил // ихъ в город, да и заперса1 с ними. А иныя
поѣхали за пашою2; такъ паша с ними бился, что с3 собаками.
А в город, во Иеросалимъ, ево арапы не пустили; такъ4 онъ
ѣздилъ да улусы арапския разорялъ, а ихъ ималъ. Такъ арапы-то
нас не пропустили, все сабаки5 пути6 заняли. Да так-то паша7 с
ними бился неделъ с семъ8, а мы все-то тутъ сидели - грусно было
силно.
Градъ Иопия убогой самой, толко славенъ приходомъ иероса-
лимскимъ: везутъ мимо бумагу хлопчатую, пшено сорочинское
изъ Египта приходит; из Еросалима всячину, дрова, товар - все
велбудами да ишаками малыми возят, называется все вьюками9.
Тамъ телегъ нетъ10 да и нелзя11 телегами: горы непроходимыя и
высокия.
А когда мы жили во Иопии, видели бѣдство великое, какъ на
море разбойники разбиваютъ корабли12. А разбойники - Малтий-
скаго13 острова немцы*, люты злодеи, все море затворили. А ихъ
отпущает разбивать папа Римской исполу да и благословение по-
л. 92 об. даетъ14 имъ, а на всякой годъ отпущаетъ // по 30 голенъ. Такъ они,
какъ поймаютъ корабль1 христианской2, такъ товаръ3, денги
побѣрут4, а людей всех отпустят5 и кораблъ хозяину порозжей6 от-
дадутъ. А турки прилучатся на християнском корабле7, то всѣх в8
полонъ возмутъ да на каторги к папѣ пошлют. А какъ турецкой
кораблъ9 возмутъ, такъ со всем в свою землю отведутъ10, а турокъ
всѣхъ на каторгу отдадутъ11. Горе от сабакъ12, от малтезовъ13, -
все Бѣлое море затворили! А турокъ не может с ними управится:
они под самой Царьград14 подъѣзжают15 да селы разбиваютъ.
И жили мы во Иопии 3 недели16. Потом, после Покрова*,
корабль17 пришолъ18 из Царяграда, а на карабле были богомолцы
разных вѣръ: греки, армяны, французы19, жиды. И на другой день
турчанинъ-началникъ прислал под нас подводы и повѣли нас
арапы в город Ромель*, 15 верстъ от Иопии. И того же дни пришли20
в Ромель-градъ. А когда богомолцы пришли во Иопию, тогда21
турки со всякого человѣка з грека22 брали по 8 талерей, а со ар-
мянъ, французов23 и жидов - по 16 талерей. Да и печатки всякому