XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Третья редакция
621
делами Белого города. За Земляным валом росли слободы
(Преображенская, Тверская-Ямская, Дорогомиловская, Хамовная, Донская, Греческая,
Немецкая и др.), множились загородные боярские и княжеские резиденции.
Самый большой клин застроенных территорий вытянулся на юго-запад
Москвы по Девичьему полю. К началу XVIII в. на слободы приходилось до 37
% всех московских дворов.
К л. 25. Дворцы царския у турка... подЪланы не добрЪ узорично, нѣ
какъ наши Коломенъския, Воробьевы горы - у него поземныя... - В
подмосковном селе Коломенском, в ХѴ-ХѴІІ вв. являвшемся великокняжеской,
а затем царской усадьбой, в 1667-1671 гг. архитекторами С. Петровым и
С. Михайловым был возведен деревянный дворец, предназначенный для
царя Алексея Михайловича. В России его считали одним из чудес света. В
1681 г. Коломенский дворец был перестроен архитектором С. Дементьевым.
В "Хождении" упоминается и другой знаменитый царский дворец,
находившийся в ХѴІ-ХѴШ вв. в селе Воробьево (Воробьевы горы). Паломник
имеет в виду выстроенный в 1690 г. архитектором Гурием Вахромеевым новый
царский дворец из дерева на каменном фундаменте длиной 180 метров.
Здание было богато украшено и, по свидетельству современников, "походило на
чертоги".
К л. 29. Греки вЪру велику держать къ Георгию да къ Митрию Селун-
скому. - Димитрий Солунский - греческий святой, великомученик,
пострадавший во время императора Диоклетиана в 306 г. Пользовался особым
почитанием не только у греков, русские люди и другие славяне чтили святого
как "отечестволюбца". Святой Димитрий был воином и правителем Солуни
(греческих Салоник), поэтому на древних иконах он изображался в военном
облачении, с копьем и мечом. Культ святого на Руси был распространен
прежде всего в дружинно-княжеской среде. С Димитрием Солунским
сравнивались лучшие полководцы, в его честь назывались первенцы в княжеских
семьях, возводились Димитровские соборы, с особой торжественностью
отмечался день памяти святого - 26 октября. О святом Георгии см. коммент. к
л. 93 об. первой редакции "Хождения".
К л. 33 об. Въ ЕдринЪ... визиръ-де доброй человЪкъ... - Визирь - высший
чиновник в Турции, наместник султана, глава администрации Оттоманской
империи.
К л. 34. ...на острову... - Речь идет об острове Родос.
К л. 41. ...со свЪчами, со смолою, на желЪзныхъ козахъ носятъ... -
Коза - вид светца.