XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
63
сели в сандалъ матрозы10 и побѣжали ко брегу, отдали писмо
проѣзжее; а ко брегу не приставали, опять на кораблъ11 возврати-
лися. А сей городокъ, Новыя Костели*, такъже12 по обѣ стороны
городки. От тѣхъ городковъ морѣ уже разшиблось островами под
Святыя горы*. От Царяграда до Костели полтараста верстъ. А мы
пошли влѣво. А от тѣхъ городковъ13 видеть Афонская гора по
захождении солнца, а в день не видетъ.
л. 80. И въ 29 день пришли во град Сокиз*. Град зѣло хорошъ, //
старинной, християнской1; жильемъ пространенъ; а городовыя стѣны
всѣ от француза разбиты, какъ онъ ево брал*; вѣтриныхъ2
мѣлницъ зѣло много, всѣ каменныя. Тут раизъ отдавалъ сухари
на каторги3 4неволником, в Цареграде бралъ. Полатное строение
всѣ каменное, садовъ много. И виноград дешевъ: по паре5 око6;
арбузы дешевы, лимоновъ по 20 за копѣйку, дыни дешевы. А
стоит Сакизъ7-град, какъ во Иеросалимъ идешъ, на правой стране, на
бѣрегу моря, ниско под горами высокими - невозможно пѣшему
взойти, а горы все каменныя. Тутъ наши товарыщи пошли в город
за харчемъ, такъ горачники засадили за горач. Такъ, приѣхавши,
намъ сказали, что: "Ваших-де турки посадили за горачь". Такъ я
сѣдши в сандал да и поѣхал ихъ выручать - ажио их турокъ и вы-
пустилъ. Сказалися, что московския, такъ они8 и отпустили. А
когда я вышел на бѣрегъ ко граду, тогда меня обступили неволники,
л. 80 об. спрашивали про всячину. Рады9 // миленкия! Делаютъ тутъ го-
родъ, стены каменныя из земли ведутъ. Тутъ мы гуляли по городу
и всякой харчь покупили. Тут в городѣ зело много грѣкъ, и
митрополит1 тутъ живетъ. И тако мы ходили по граду, а меня уже
горачники не брали и не спрашивали. А когда наших турки брали, тогда
они сказали, что: "У нас-де на карабле2 указъ у попаса", - такъ они
меня потому и не спрашивали. И, пришед на корабль, начевали, и
утре рано подняли парусы3 и поидохомъ.
Августа въ 1 день пришли в городокъ Сенъбаки4*. В том
городку живутъ всѣ греки, а турокъ5 нетъ никого. Α всѣ кораблен-
ники6 до одново7 человека: когда они пойдутъ на море, такъ у нихъ
одни бабы дома останутся; а то и попы всѣ на корабляхъ8 ходят в
промыслу. Городокъ Сейтяки9 стоитъ на горѣ зѣло высоко, а за
нимъ еще и втрое10 горы выше. Тутъ и монастыри естъ по горамъ,
да я в нихъ не былъ. Тутъ раизъ корабль11 з запасомъ выгружал,
л. 81. и стояли // мы тутъ седмъ дней. Во всѣхъ тутъ cap домы и жены*,
такъ они из Царяграда всякой припас годовой привезли, а
Раскали на себѣ на гору. Чудное дѣло2, каковы3 ихъ жоны силны! Одна
баба пшеницы пол-осминки4* в мешку несетъ в городокъ5. А такая
нужда на гору итти! Мы, бывало, порожнемъ пятью отдохнешъ,