XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
610
Комментарии
К л. 125. ...бывал домъ Каиафин... - Каиафа - иудейский
первосвященник, враг Христа, видевший в нем человека, способного противостоять его
силе и влиянию в духовных делах. Каиафа настоял на расправе с Христом,
чтобы "не погиб весь народ" - не произошло восстание, которое бы
жестоко подавили римляне (Иоан. 11,47-57). После казни Христа Каиафа
преследовал апостолов и других приверженцев христианства.
К л. 125 об. ...камень, на немъ же убитъ архидиаконъ Стефанъ. - Речь
идет об одном из семи первых иерусалимских дьяконов, рукоположенных
апостолами. О Стефане в Деяниях апостолов говорится как о человеке,
"исполненном веры и силы", совершавшем "великие чудеса и знамения в
народе", благодаря деятельности которого "слово Божие росло" и число
последователей Христа умножалось. За проповедь христианства Стефан был
оболган, судим и забит каменьями; он стал первым мучеником,
пострадавшим за Христа (Деян. 6-7).
...пошли во юдоль Асафатову. - Иосафат - сын Асы, библейский царь
Иудеи (3 Цар. 15, 23-24). Юдоль, или дебрь, Асафатова - Иосафатова
долина, где протекал Кедронский поток, отделяющий Иерусалим от
расположенной с востока от него Елеонской горы.
К л. 126. ...взято т-ѣло Пресвятыя Богородицы из гроба... - После
распятия Христа Богородица жила в доме Иоанна Богослова; после смерти она
была погребена в Гефсимании, где произошло чудо вознесения ее на небо.
Автор "Хождения", рассказывая о том, как ангел "восхитил" тело
Богородицы из гроба, опирается на известие апокрифического порядка. Подобный
мотив встречался в русской паломнической литературе и раньше, например,
в путевых записках Василия Позднякова (XVI в.).
Тутъ Иуда Христа продалъ беззаконнымъ иудеомъ на пропятие. -
Иуда Искариот - один из двенадцати учеников Христа, предавший учителя,
открывший синедриону ночное местопребывание Иисуса (Мф. 26, 47-50).
Поцелуй Иуды выделил Христа из толпы учеников и помог страже схватить
его. Раскаявшись в содеянном, Иуда, по свидетельству Евангелия, повесился
(Мф. 27, 3-5).
"Отче нашъ, аще возможно, да идетъ чаша сия мимо мене, аще ни -
буди воля твоя". - Ср.: Мф. 26, 39; Мр. 14, 36; Лк. 22, 42.
К л. 126 об. "Спите... а Иуда спешить предати мя иудеомъ"... - Ср.: Мф.
26, 44-46; Мр. 14, 41-42; Лк. 22, 45-46.
...и потъ с него лияше, яко капля крове. - Ср.: Лк. 22, 44.
"Не можетъ сего ни Сынъ человеческий вЪдати, никтоже, токмо
Отецъ". - О беседе Христа с учениками о конце света на Елеонской горе
см.: Мф. 24, 3 и 36; Мр. 13, 3^1 и 32.