XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
604
Комментарии
...гроб царя Мелхиседека. - Мелхиседек - библейский персонаж,
современник Авраама, царь Салима (Шалема, будущего Иерусалима). Сведения о
нем скудны и загадочны. Мелхиседек встречал Авраама, когда тот
возвращался с победоносной войны против союза четырех царей. Он вынес ему
хлеб и вино, благословил победителя (Быт. 14,18-20). Мелхиседеку придают
черты Мессии, человека без родословия, не имеющего начала и конца
жизни (Евр. 7, 1-4). Мелхиседек считался идеальным священником, хотя и не
был поставлен в этот сан.
К л. 115. Егда пришедъ единъ от ѳоинъ... и копием ему ребра проводе. -
См.: Иоан. 19, 33-37.
...бе бо глава Адамова в той горЪ... - Словом "Голгофа" древние
называли круглый холм, похожий на череп. Согласно версии апокрифа о
Крестном древе, гора Голгофа образовалась на месте, где покоился череп Адама,
перенесенный по приказу царя Соломона в Иерусалим. Череп Адама был
предметом поклонения как часть первого создания Бога и одновременно
унижения, так как принадлежал первому преступнику: народ бросал в нее
камни, из которых образовался большой холм - гора Голгофа.
Христианское предание связало Голгофу с местом, где покоился череп Адама,
оказавшийся прямо под крестом, на котором распяли Христа. Его кровь, стекая
на череп, как бы омыла Адама и в его лице очистила все человечество от
первородного греха.
К л. 115 об. Лития - в переводе с греческого - "усердное моление", в
древности - моление вне храма; в богослужебной практике различают
несколько видов литий: 1. "лития вне монастыря"; 2. лития на Великой
вечерне, во время Всенощного бдения; 3. лития по окончании праздничной и
воскресной утрени; 4. "лития за упокой". В данном случае речь идет о литии на
Великой вечерне, которая обычно совершается в притворе, что
символизирует исхождение из храма в древности, и сопровождается освящением хлеба,
пшеницы, вина и елея.
К л. 116. Хоругви - принадлежность церковных шествий, укрепленные
на длинных древках полотнища с изображением святых.
К л. 116 об. Великая суббота - последний день Страстной седмицы,
заключающей Великий пост.
К л. 117. "По нашей-де вЪре огнь с небеси сшелъ". - Первенство в
Святой земле между различными конфессиями определялось особенностями
внешней политики Оттоманской Порты и размерами взяток, которые
давали турецким властям представители христианских церквей. Иногда де-