XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
602
Комментарии
царство, бракосочетания государей и т. п.); здесь погребали московских
митрополитов и патриархов.
...троечастной Крестъ Христовъ с возглавиемъ... - Крест, помимо
основы, состоящей из двух брусов (большого вертикального и малого
горизонтального), мог иметь в верхней части небольшую перекладину или
утолщение - возглавие. Раньше над головой казнимого прикреплялась дощечка, где
обозначалось преступление, за которое человек был наказан.
К л. 112. Пуп земли - место в иерусалимской церкви Воскресения
Господня, которое считалось "серединой", или "средоточием", земли. В основе
этого представления лежат слова библейской Книги Иезекииля (5, 5): "Так
говорит Господь Бог: это - Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг
него - земли!" - и Псалтири (73, 12): "Боже, царь мой от вѣка, устрояющий
спасение посреди земли!"
...посреди той ограды пропасть-щель... - В "Хождении" Трифона Коро-
бейникова указано, что это место являлось входом во ад, куда сходил
Христос (Хождение купца Трифона Коробейникова // ППС. СПб., 1889. Т. 9.
Вып. 27. С. 10.).
К л. 112 об. А в той церкви иконное писмо всѣ московское - подаяние
нашихъ государей, а писмо верховыхъ мастеровъ. - Верховой, то есть
лучший, главный, царский, придворный, мастер. Известно, что в 1644 г., во
время правления Михаила Федоровича, иерусалимскому патриарху Феофану
(1608-1644) было послано 10 окладных икон ценой "517 рублев 28 алтын
3 деньги". Тогда же александрийскому патриарху Иоанникию были
отправлены 4 иконы "местные, обложенныя серебром". По свидетельству
иерусалимского патриарха Феофана, московская икона, полученная им в дар от
инокини царицы Марфы, являлась чудотворной.
К л. 113. А изъ той церкви Воскресения Христова ходятъ на лесницу на
Лобное мЪсто. -Лобное место - второе название Голгофы, которое
происходит от слова "лоб" (по-арамейски "гулгалта", или "гагулта", - череп).
...ид-ѣже жидовгь на Господа терновъ венецъ плели... - Иисуса Христа,
осужденного на распятие, римские солдаты, чтобы надругаться над ним,
облекли в одежду багряного цвета, как у царя, на голову вместо короны
возложили терновый венец, в правую руку вложили трость-скипетр - и, глумясь,
воздавали ему почести. См.: Мф. 27, 27-31; Мр. 15, 16-20; Иоан. 19, 2-3.
...гдѣ раздЪлиша воини жидовския ризы Господни... - Согласно
пророческому псалму Давида о страданиях Христа (Пс. 21, 19), одежды распятого
были разделены римскими солдатами (Мф. 27, 35; Мр. 15, 24; Лк. 23, 34).
...где воини жидовския меташа жребий о ризе Господни. - В Евангелии
от Иоанна (19, 23-24) рассказывается, что воины, разделив одежды распя-