XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
601
К л. 110. .„лежит камень, егоже ангелъ Господень отвалилъ от дверей
Гроба Господня. - Больше всего подробностей об этом событии содержит
Евангелие от Матфея (Мф. 27, 57-66; 28, 1-4), где рассказывается, что тело
Христа, снятое с креста, Иосиф Аримафейский положил во гроб, который
высек в скале, а к двери гроба привалил большой камень. Гроб по
распоряжению Пилата охраняли, так как первосвященники опасались, чтоб ученики
Христа, "пришедши ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из
мертвых", но произошло чудо. Во время великого землетрясения сошедший
с небес ангел отвалил камень от двери Гроба Господня: "Вид его был как
молния, и одежда его бѣла, как снѣг". Случившееся привело в трепет
стражников, которые "стали как мертвые" (ср.: Мр. 15, 43^16; 16, 1-5; Лк. 23,
50-53; 24, 1-2; Иоан. 19, 38-41; 20, 1).
К л. 111. А писано в Корабейниковом страннике... - Трифон
Коробейников (ум. после 1594) - московский купец, дьяк, участник посольства в Царь-
град и на Афон в 1582 и в Палестину в 1593-1594 гг. Ему приписывают
создание компилятивного "Хождения в Иерусалим", основанного на материале
путевых заметок купца Василия Позднякова, посетившего Святую землю в
1558 г. Сочинение Трифона Коробейникова пользовалось огромной
популярностью на Руси в ХѴІ-ХІХ вв., оно послужило основным литературным
источником для "Хождения" Иоанна Лукьянова.
К л. 111 об. ...что у нас на Успенскомъ соборе... - Речь идет об
Успенском соборе московского Кремля, построенном в 1475-1479 гг.
итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти и представлявшем собой
монументальный трехнефный пятиглавый храм, формы которого восходят к
традициям владимиро-суздальской школы зодчества. Храм был возведен
на месте более древних: деревянной церкви XII в., Дмитровского собора
XIII в., белокаменного храма 1327 г. времен Ивана Калиты и рухнувшей в
результате землетрясения недостроенной церкви 1472 г. Успенский собор
стал архитектурной доминантой Соборной площади; по свидетельству
Никоновской летописи, "бысть же та церковь чюдна вельми величеством и
высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Успенский собор
был расписан к 1514-1515 гг.; в 1642 г. по указу царя Михаила Федоровича
артель мастеров из Москвы, Ярославля, Костромы, Юрьева Польского
украсила собор росписью "на ново по золоту", но повторила прежние
сюжеты и их композиционное расположение. Древнейшие иконы собора -
"Святой Георгий" (XII в.) с изображением на обратной стороне
"Богоматери Одигитрии" (XIV в.), "Спас Ярое Око" (XIV в.), "Богоматерь
Владимирская" (XIV в.), храмовая икона работы Дионисия "Успенье" (XVI в.) и др.
В Успенском соборе Кремля происходили торжественные церемонии
(поставления иерархов русской церкви, венчания на великое княжение и