XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
585
вой четверти XVIII в. неоднократно возводился на ханский престол и
свергался с него. В 1710 и 1711 гг. совершал набеги на Украину, но встречал
отпор со стороны русских войск и украинского казачества.
...турки носят платья зеленое и красное, а греком и жидом не вЪлятъ. -
Зеленый цвет - цвет ислама, поэтому иноверцы не имели права носить
одежду этого цвета. Русский посол в Стамбуле П.А. Толстой сообщал
правительству: турки "заповедали греком и платья равного с собою носити, чтобы
ото всех были знатны, того ради повелели им носить плате худое, яко
являет смирения образ". (Русский посол в Стамбуле... С. 38).
К л. 61. В праздникь БлаговЪщениева дни... - Церковный праздник
Благовещения отмечается 25 марта. Он был установлен в память о явлении
архангела Гавриила Деве Марии в Назарете с вестью о непорочном зачатии и
будущем ее Сына (Лк. 1, 26-38).
"Отче наш" - Согласно свидетельству Евангелия (Мф. 6, 9-13; Лк. 11,
2-4), этой молитве Иисус Христос научил своих учеников, апостолов.
К л. 62 об. "...да с ыным-де стал бится". - Речь идет о Северной войне
1700-1721 гг., которую Россия вела против Швеции за выход к Балтийскому
морю.
К л. 63. "...писано, что московской цар свободитъ насъ и Царъградъ воз-
метъ". - Имеются в виду византийские сказания о Льве Премудром,
содержащие пророчества о судьбе Константинополя и о "русом царе", который
освободит Византию от владычества турок. По свидетельству П.А.
Толстого, легенда о русских освободителях бытовала и среди османов, в книгах
которых было написано, что "от российского народу государство турецкое оп-
ровержено будет и власть басурманска истребится" (Русский посол в
Стамбуле... С. 46).
"Для чево-де вашъ царь веру немецкую на МосквЪ завЪлъ и платье
немецкое? .Г - В 1700 г., после завершения Великого посольства, иезуиты
распространили в Европе слух, что Петр I поддерживает идею унии
православной и католической церквей. Эти толки, широко бытовавшие как в русской,
так и в греческой православной среде, по словам Феофана Прокоповича,
"немалое чинили в вере сумнительство".
"...для чево-де царицу постригъ в монастырь!" - Евдокия Федоровна
Лопухина (1669-1731) - первая жена Петра I, мать царевича Алексея, была
воспитана в семье приверженцев старины и противников петровских
реформ. Разлад между супругами завершился ссылкой царицы в Суздаль, где
в 1699 г. она была пострижена в монахини. После освобождения в 1727 г.
жила в московском Вознесенском монастыре.