XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
59
А патриархи и> все духовныя власти рукою никого не
благословляют, толко руку даютъ2 целовать убогимъ, а богатыя греки
и сами ихъ рук целовать гнушаются и ни во что ихъ ставят.
Некогда у меня было з греками сопрение о ихъ поступках
худых. А прение у нас было3 на корабле4, какъ плыли изъ Египта въ
Царьград, в Великой постъ пред5 Свѣтлым воскресениемъ. И я
имъ говорилъ: "Для чего6 7вы многия турецкия поступки держите
и всякия гадины ядите?" И они мнѣ сказали: "Мы-де еще маячимъ,
будъто8 христиане9 нарицаемся, а есть-де у насъ такия грады гре-
ческия, тамъ-дѣ и10 близ християнства11 не хранят: в посты-де, и в
среду, и в пятокъ мясо едятъ12". //
л. 76. Июня въ 22 день пошли из Царяграда во Едринополѣ для
грамоты салтанской. И оттошли двѣ мили, и стали1 в селѣ на
приморий, а село стоит под горою. Тутъ застава стоитъ: турки товаровъ
досматривают у торговыхъ людей. Тутъ в селѣ мостъ зѣло великъ
каменной чрезъ реку. И в том селе ряды, что в Цареградѣ, со
всячиною2; и строение все каменное3, улицы4 каменемъ высланы.
А та рѣка зѣло хороша, широка будетъ со Оку; и ис5 той реки
вода привѣдена въ Царьград. И в том селе зжидалися всѣ, стояли до
вечера да и пустилися6 в ночь. От Царяграда до Едринаполя
дорога вся каменемъ7 слана; где ручей хоша малой, тутъ мостъ
каменной со сводами. Α хлѣб в Турецкой зѣмле поспелъ яровой за двѣ
недѣли да Петрова дни*. А ходят все въ Едринополѣ вьюками,
вѣрхами все ѣздят, а телегами нетъ, толко малое число арбами8
на волахъ.
л. 76 об. Тоя ж9 нощи10 минули три сѣла, все стоят при море. // Во1
едином селѣ мост зѣло дивенъ камѣнной ведѣнъ чрезъ губу
морскую*, с полверсты будетъ. Дивно зѣло тотъ мостъ здѣланъ!
У насъ на Москвѣ чрезъ Москву-реку дивно здѣланъ*, а тутъ
добро бы не дивнѣе нашего. В Турецкой землѣ2, гдѣ не3 поѣзжай, все
мосты каменныя4; и селы все - строение каменное, улицы все ка-
менныя5. А воды - все по дороге приведеные столпы каменныя6,
нигдѣ нужда водная не изойметъ. Зѣло предивно! Воистинну
златое царство!
Того же дни пришли во градъ Селиври* и тутъ стояли до
вечера. Градъ хорошей, з Бѣлевъ будетъ, городъ каменной. А стоялыя
дворы по дороге зѣло удивителны здѣланы: полаты длинныя с
воротами; а когда в него въедешъ, такъ по одной сторонѣ ясли,
конем кормъ кладутъ, а по другую людем лавки широкия подѣланы
да и горнушки - что хошъ вари. 7Да в тех же8 и отходы подѣланы
и воды приведены съ щурупами. А хозяинъ, чей двор, и рогожи
л. 77. принесет // да постелет всякому человѣку. А харчь всякой дер-