XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
571
Муромца (Чеботка) - богатыря, защитника Киевского государства, героя
русских былин. Причислен к лику святых русской православной церкви, день
празднования памяти - 19 декабря.
Феодорит Блаженный - епископ Кирский (ум. 457), известный богослов
и писатель, автор антиеретических сочинений и "Истории церкви". Ему
приписывают авторство "Слова о крестном знамении" - памятника
древнерусской письменности, который входит в сборник соловецкого архимандрита
Дионисия (1460). В "Феодоритовом слове" доказывалась важность с точки
зрения православной догматики сложения перстов: в ранних редакциях
произведения - троеперстия, в поздних (ХѴІ-ХѴП вв.) - двуперстия. "Слово"
использовалось старообрядцами в полемике с официальной церковью как
одно из главных свидетельств в пользу каноничности двуперстного крестного
знамения.
Максим Грек - в миру Михаил Триволис (ок. 1470-1555/1556),
переводчик, писатель, публицист. Он приехал в Москву с Афона по просьбе
великого князя Василия III для перевода церковных книг. Энциклопедизм знаний
и гуманистическая направленность творчества привлекали к Максиму Греку
образованнейшие круги русского общества, однако многое в его
мировоззрении, новых принципах переводческой и литературной деятельности
вызывало недоверие и неприятие. На церковных соборах 1525 и 1531 гг.
Максим Грек был обвинен в ереси и порче богослужебных книг. Находился в
заточении в Иосифо-Волоколамском, Тверском Отроче монастырях, затем в
Троице-Сергиевой лавре, где и умер. Причислен к лику святых, пользовался
большим авторитетом в старообрядческой среде. В начале XVIII в.
старообрядцем С.Ф. Моховиковым было составлено пространное житие святого. Из
сочинений Максима Грека среди старообрядцев особо популярными были
два - о сугубой аллилуйи и о двуперстном крестном знамении.
Преподобный Иосиф - монах Киево-Печерской лавры, живший в XIV в.
и причисленный к лику местночтимых святых, память - 28 августа.
К л. 18. ...дванадесятъ церковныхъ мастеровъ... ихже сама Пресвятая
Богородица послала из Царяграда в Киевъ. - По преданию, греческие
мастера, строившие и расписывавшие Успенский собор, стали монахами Киево-
Печерского монастыря и после смерти были погребены в церковном
приделе, где долгое время хранились как реликвии их свиты и книги, о чем
рассказывает "Слово о создании церкви Печерской" Симона, входящее в состав
Киево-Печерского патерика.
...пили воду съ Маркова креста... - Марк Пещерник - монах
Киево-Печерского монастыря, живший в XI в. и выполнявший обязанности
гробокопателя; причислен к лику святых, память - 29 декабря. "Слово о Марке
Пещернике", созданное Поликарпом, входит в состав Киево-Печерского
патерика.