XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
570
Комментарии
ском озере (Мф. 4, 18-20; см. также: Мр. 13, 3; Иоан. 1, 40-41; 6, 8-14; 12,
20-22). Апостол Андрей проповедовал христианство среди народов,
населявших берега Черного моря. По легенде, зафиксированной летописцем в
"Повести временных лет", в I в. апостол Андрей побывал на месте будущего
Киева и водрузил крест на холме, который с тех пор называют Андреевской
горкой. В XI в. на этом месте был основан Андреевский монастырь, где в
1212 г. князь Мстислав Удалой приказал построить Крестовоздвиженскую
церковь, просуществовавшую до 1560 г. Позднее здесь воздвигались
деревянные церкви, одну из которых осматривал русский паломник. Знаменитый
Андреевский собор, один из шедевров архитектуры XVIII в., был построен в
1749-1754 гг. по проекту архитектора Б.Ф. Растрелли.
...в праздникъ СтрЪтения Господа Бога и Спаса нашего Исуса
Христа... - Сретение Господне - христианский праздник, который отмечается
на сороковой день после Рождества Христова (2 февраля) в память о
встрече Христа и Симеона Богоприимца в Иерусалимском храме, куда
Богоматерь принесла Младенца для совершения жертвоприношения Богу за свое
очищение и для выкупа первенца (подробнее см.: Рубан ЮМ. Сретение
Господне: Опыт историко-литургического исследования. СПб., 1994).
Печерский монастырь - сказание об основании монастыря читается в
"Повести временных лет" по 1051 г. и входит в состав Киево-Печерского
патерика. Монастырь был основан святым Антонием и вначале был
пещерным, в наземный и общежительный превращен во время игуменства
Феодосия. В ХІ-ХІІ вв. монастырь являлся центром распространения христианства
на Руси, играл большую роль в общественно-политической и культурной
жизни Киевского государства, был крупнейшим центром древнерусской
книжности, литературы и искусства.
...пришли в соборную церковь, и помолилися нюдотворному образу. -
Икона "Успение Богородицы" была, согласно преданию, привезена в Киев
из Константинополя греческими мастерами, строившими Успенский собор в
Печерском монастыре. Об этом рассказывается в "Слове о создании церкви
Печерской" владимиро-суздальского епископа Симона, которое входит в
состав Киево-Печерского патерика.
...пошли во Антониеву пещеру... - Речь идет о Ближних пещерах,
подземном комплексе под территорией Киево-Печерского монастыря, известном с
XI в. и включавшем три подземные церкви (Антониевскую, Варлаамовскую,
Введенскую) и 73 захоронения. Здесь покоились мощи летописца Нестора,
составителей Киево-Печерского патерика Симона и Поликарпа,
древнерусского художника Алимпия, а также самого Антония (ум. 1072/1073),
основателя Печерского монастыря.
К л. 17 об. ВидЪхом храбраго воина Илию Муромца в неистлѣнии... -
Одно из захоронений в Антониевых пещерах было связано с именем Ильи