XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
58
Тексты
новѣнному человѣку стоятъ; а щипцов у них не держат: когда на
свече нагорит светилна, тогда сняв свечу4 с подсвѣшника да
наступит ногою - так и оторветъ свѣтилну. Страмно5, пощади, Господи!
14. Часов пред6 обѣднею не поютъ, развѣ обѣдни не будетъ, то
поютъ.
15. Патриархъ греческой церкви в откупъ отдает погодно по
100 и по 200 тал ерей; а кто болши передасть хотя талерем7,8тому
и отдаст.
В Цареградѣ на Богоявлѣниевъ день греки мечутъ в море
л. 74 об. кресты деревянныя9, а за то турки // даютъ дачю великую, чтобы
велѣл в морѣ кресты1 метать; и с того дня греческия корабли от-
пущаются на море в промыслъ. А греческим патриархом ставки
не бываетъ, какъ святая2 соборная церковь прияла; но ставит ихъ
турецкой салтанъ: они у турка накупаются на патриаршество
дачею великою*. А когда в Цареградѣ патриархъ умретъ, тогда
паша цареградской ризницу патриаршу* к себѣ возметъ и отпи-
шетъ к салтану, что греческой патриархъ умер. Тогда греческия
власти многия поѣдутъ во Едринъпол3 и тамо с салтаном
уговариваются. И кто болше дасть, того4 салтанъ и в патриархи
поставить и дасть ему писмо к паши в Царъград5. И онъ приехавъ да и
подаст паши, а паша возмет с него подарку6 тысячи7 три златыхъ
и дасть ему ризницу и патриаршескую одежду. Мантию со
источниками* наденетъ на нево и посадитъ на 8свой конь9, а пред ним и
л. 75. за ним идут человѣкъ // двѣсте1 турокъ з дубьемъ, а иныя за
стремя держатся - и тако онъ с великою гордостию ѣдет до двора
патриарша.
А в тѣ поры у патриархова двора стоять множество грекъ,
а власти у вратъ ожидають патриарха. И тутъ ево во вратѣхъ
встретят, и примуть ево с коня под руки, и введутъ в2 полату
патриаршу, и сядутъ с нимъ на коврахъ; и турки тутъ же сядут3,
началныя люди. И потомъ принесутъ имъ питки4 табачныя.
Архидияконъ* растянетъ питку5 с табакомъ да подасть
патриарху, и протодияконы* - митрополитомъ, и епископомъ, и тур-
комъ. Потом у нихъ поидетъ стол, а туркам-янычарам особой
столъ, а началныя турки с патриархом ядят. А после обѣда
патриархъ станетъ турокъ дарить: началнымъ людемъ по 30 и
20 золотыхъ, а янычарам по 5 золотыхъ. Таково поставление
бываетъ всегда греческим патриархомъ, а своими митрополи-
л. 75 об. ты оне не ставятся и дѣйства никакова // не бываетъ. А сами
патриархи от поставления в митрополиты беруть по 3000
золотыхъ, а съ епископовъ - по 5000 ефимков, а с поповъ - по 100
златыхъ.