XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
57
л. 73. подносятъ. // И по ставки того митрополита я про него1 спросилъ:
"Куда2 ево поставили?" И они смѣются да сказали: "Бѣдной-де ми-
трополитъ3, на село-дѣ поставленъ". А церковь одна, а митропо-
литъ словетъ. И то все у турка и у патриарха накупаются4 дачею
великою5. У греческихъ властей нетъ певчих6, тол ко попъ да
дьяконъ. А новой митрополит поутру в недѣлю и на крылосѣ
пелъ. В Цареградѣ приѣзжей человѣкъ не познаетъ греческихъ
властей: приличья нѣтъ никакова, что власти или простой7
старецъ - одеяние равно.
О НЕСОГЛАСИИ ГРЕЧЕСКОМ С ВОСТОЧНОЮ ЦЕРКОВИЮ8
1. Греки в крещении обливаются.
2. Крестовъ на себѣ не носятъ.
3. Неистово крестятся: ни на чело, ни на плеча не доносят;
л. 73 об. махаютъ семо и овамо. //
4. В церквахъ1 стоятъ в шапкахъ, какъ молятся2, не скидыва-
ютъ3; а стоятъ в стойлах4 гордо, искривя бокъ, и глядятъ ни5 на
иконы, но на стену.
5. Служать на одной просфире6, и то на черствой7; а мирския у
них, не говея8, причащаются*.
6. Патриархи, митрополиты и вси9 духовныя играютъ в карты
и в шахматы.
7. Патриархи и митрополиты10 табакъ пьютъ ив11 грѣхъ того12
не ставят.
8. Патриархи, и митрополиты, и попы усы подбривають и гу-
менцовъ себѣ не простригаютъ*, но нѣкако странно снизу кругом
голову подбриваютъ 13до полъголовы14, а иныя сопреди
подбривают15, что абызы турецкия*; да знатъ, что16 с техъ переводовъ такъ
дѣлаютъ, у нихъ научилися.
9. Всякия гадины и ползающий17 в водѣ18 ядять и в Великой
постъ.
10. Простолюдимы и бабы ходят сквоз царския врата в олтар,
л. 74. и затворяютъ бабы; а кадять простолюдимы, // и1 когда идетъ с
переносом попъ, а мужикъ идетъ перед попомъ да кадиломъ маха-
етъ на "Святая".
11. Греки, когда за трапезу садятся, то все сидя "Отче нашъ"
говорять; и после обѣда "Достойно есть" все сидя ж говорят.
12. Евангелие чтутъ в церкви, оборотяся на запад.
13. В2 свечи у нихъ воскъ мѣшаютъ с саломъ да смалою3,
а воскъ бѣлой; ино когда свечи горятъ, зѣло тяшко необык-