XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
56
Тексты
ши простой посошокъ да и пошолъ, и за нимъ толко одинъ диа-
конъ1. Митрополиты и всѣ власти греческия по улицамъ, по рядам
просто таскаются; хош на 3 копейки чево купить, то сам
поволокся. А старцы греческия, что стрелцы, ганяют бѣс2 клобуков по
рядам, по улицам. И в церкви зело неискусны3 греки; а4 жены5 ихъ
к бѣлым попамъ* не ходят на исповедь, все к чернымъ. Во весь
Великой постъ рыбы не ядятъ, а раки и всякую гадину ядят. А в
царския врата всякой у нихъ сквоз ихъ ходить. А митрополиты
греческия в церквахъ зѣло неискусны: все смѣются и говорятъ и
пения не слышит, а сам, что коза, назадъ оглядывается, кричит по
церкви - зѣло не хранят своего чина. Наши поселянския попы лут-
чи6 их митрополитовъ. А все греческия власти у себя в кельи кра-
л. 72. сиковъ* держат; а греки, сказываютъ, // все садомства1 насыпаны.
Греческия дѣти зѣло тщателны2 к грамотному учению, робят-
ка3 стихеры4 сказывать5 и петь досужи. Греки книжному учению6
тщателны, всѣ книги церковныя учат изоустно: Псалтырь,
Евангелие, Апостол, Минеи, Октай* и протчия7. Греческия жены8
особѣ9 стоят, за решетками, - етемъ у нихъ искусно. Α гдѣ ихъ
жены10 стоят, нетъ иконъ и перекрестится нечему. Греческия
власти все тютюнъ тянутъ, и старцы и носовой, и жонки - все бѣз11
зазору.
В Цареграде видили мы свадбы12 греческия, армянския. 13В
воскресенье14 и в понеделникъ ходитъ женихъ с невѣстою по
улицамъ, а пред ними и за ними турки с караулу з дубьемъ, а пред
женихом с15 невѣстою молодежъ: скачут16, пляшуть, песни поютъ,
в ладони бьютъ17, в свирели, в скрыпицы, в18 волынки19 играютъ.
А кои богатыя, такъ невѣста в корете. А когда пеши идутъ, такъ
л. 72 об. женихъ // с невѣстою взявшись1 за руки идутъ, а за ними2 турча-
нинъ з дубиною в шлыку высокомъ, что халдей*, обѣрегаетъ,
чтобы3 обиды не было, и дорогу очищаетъ. А греки такихъ4 турокъ
драгою ценою нанимають.
В Цареградѣ у грекъ во5 Ерусалимскомъ6 монастыре7 после
Вознесениева8 дни в суботу ставили в митрополиты не такъ, какъ
у нас на Москвѣ. Анбона9 не дѣлали*, толко три стула принесли да
коврами покрыли. А у ставки былъ митрополит Ираклийской10 да
два епископа, а патриарха пне было. Да не ставит самъ патри-
архъ12 никого: ни поповъ, ни дияконовъ13 - все присылаетъ в Еру-
салимскую14 церковь. Та церковь честна у грекъ, властей и поповъ
все в ней ставят. А какъ поставили митрополита, такъ онъ вышед
из церкви да и скинул15 пеструю мантию и посохъ16 покинул, да и
пошли в полату обедатъ. А к митрополиту пошли греки
здравствовать17. Тут, сидя, пьютъ18 и всем даютъ; кто ни пришелъ, всемъ