XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Археографической обзор списков и редакций "Хождения в Святую землю" 531
нием в 1763 г. Раскольничьей конторы и ослаблением преследования
старообрядцев54.
4. Создание второй и третьей редакций произведения, скорее всего,
относится ко второй половине 70-х - первой половине 80-х годов XVIII в., причем
временной разрыв между ними незначителен. Последняя переработка
текста "Хождения" - непосредственная реакция на вторую и в некотором
отношении полемика с нею. Если происхождение второй редакции путевых
записок, возможно, связано с Белевом, она приписывает авторство книги старцу
Леонтию и носит книжный характер, то третья редакция, по всей
вероятности, появилась в Москве, ее создатель решает проблему атрибуции текста в
пользу московского священника Иоанна Лукьянова, объединяет в
художественное целое весь известный ему материал о хождении, документальный и
литературный.
5. "Хождение в Святую землю" бережно хранилось, читалось,
переписывалось и редактировалось в старообрядческой, по преимуществу
купеческой, среде. География бытования книги была в основном связана с
российской частью маршрута путешествия Иоанна Лукьянова и сферой
миссионерской деятельности ветковских старообрядцев. Об этом свидетельствуют
писцовые, владельческие и читательские пометы на листах рукописей, где
упоминаются имена белевского купца первой гильдии Василия Ивановича
Сабинина, ржевских купцов Ивана Васильевича Чупятова и Клима
Климовича Орлова, тверских купцов Василия Сафонова и Семена Арефьева.
Писец самого раннего из известных нам списков "Хождения" - новгородский
купец Дмитрий Тимофеевич Никитин; владельцы списка из собрания
Рогожского кладбища - петербургский купец Козьма Кузьмич Каняев и
московские купцы Рахмановы. Рукописные книги с текстом "Хождения в
Святую землю" принадлежали мещанину Степану Мичурову из Торжка, доб-
рянским мещанам Петру и Тихону Головлевым. Таким образом, поиск
новых списков и редакций произведения прежде всего следует вести среди
собраний старообрядческих книг, в коллекциях рукописей, принадлежавших
купцам, причем не только в центральных, но и в областных
архивохранилищах страны.
Осуществляемое издание "Хождения в Святую землю" Иоанна
Лукьянова вызвано несовершенством прежней публикации, где текст был сокращен
и отредактирован, малоизвестностью и труднодоступностью издания XIX в.
для современных читателей и исследователей, необходимостью научного
издания текста по всем известным редакциям памятника.
В основу публикации первой редакции "Хождения" был положен список
Ρ из собрания Рогожского кладбища (ркп. РГБ. Ф. 247. № 460, сер. XVIII в.),
54 См.: Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1860. Т. 1. С. 599-600.