XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
530
Л.Л. Ольшевская, Λ.Α. Решетоѳа, С.Η. Травников
поживились паломники, мучившая их зуда-то поотходитъ стала
(л. 63 об.).
В третьей редакции больше внимания уделяется описанию церковной
утвари, внутренней отделке храмов, всему, что связано с понятием
"прекрасное". Редактор сохраняет любимое автором определение узорочное,
но стремится конкретизировать его. Развивая тему вертепъ узорочисто
здЪланъ, он сообщает, что стЪны были ecu бархатомъ съ золотомъ
и всякими цвЪты украшены (л. 46 об.). Изменяясь от редакции к
редакции, текст все больше начинает напоминать ритмически организованную
прозу:
ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ ТРЕТЬЯ РЕДАКЦИЯ
Корабль подле берега И корабль подле Корабль подлѣ берега
бежит, трется (л. 33). берега бѣжитъ и бѣжитъ, подлѣ берега
от брегъ трѣтца трется (л. 15).
(л. 51 об.).
Подведем итоги. Подробное текстологическое изучение памятника,
особенностей языка его списков и редакций - дело будущего, главное - через
научную публикацию текста сделать "Хождение" Иоанна Лукьянова
доступным для исследователей разных специальностей, привлечь их к решению
исходных для истории произведения проблем: где, когда и кем оно было
создано, как текст функционировал и в связи с чем менялся. Выскажем ряд
предположений, научную состоятельность которых подтвердят или опровергнут
новые данные, полученные в результате архивного поиска и комплексного
изучения текста памятника.
1. "Хождение в Святую землю", созданное на материале реального
путешествия на христианский Восток (1701-1703) московским священником
Иоанном Лукьяновым (до 1705 г.), позднее было приписано его духовному
брату и сподвижнику, авторитетному деятелю старообрядческой церкви
Леонтию Ветковскому, который, возможно, принимал участие в литературном
редактировании путевых записок.
2. Сопоставительный анализ редакций "Хождения" убеждает в
существовании пока не обнаруженной в архивах и, возможно, не сохранившейся
редакции произведения, где авторский текст представлен полнее, чем в раннем
из известных нам вариантов. Именно она послужила основным источником
новых сведений о паломнике и его пути в Святую землю для составителей
второй и третьей редакций памятника.
3. Активизация интереса к "Хождению в Святую землю", которая
приходится на вторую половину XVIII столетия (третьей или последней четвертью
века датируется большая часть выявленных списков), связана с упраздне-