XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
54
Тексты
В Цареграде вѣшнему7 Николѣ* не празднуютъ. Греки по
славословию начинаютъ литоргию и час первой, и час не пѣв, а когда
похотять, такъ поютъ часы. А понахиду поютъ - кутия у нихъ у
царскихъ вратъ стоитъ на земли*. Такъ не отпустя вечерни и ли-
торгии, вышед из олтаря с кадилом да одну толко8 ектению
проговорит да "Вечная память" - то у них и болшая понихида9, и10
малая - все тутъ. А когда у нихъ выдут с переносом, то на пути все
л. 69. лягутъ; // а попъ и диаконъ1 идутъ чрез людей с переносомъ;
а иной с2 стороны поповъ3 ризы4 целуетъ. А простолюдимъ пред
попомъ идѣтъ задом да кадит, кадилом махаетъ, что попъ, -
странно силно!
Грѣки служат на одной просвире5, а крестъ на просфире четве-
роконечной*. А тое просвиру6 искроша на блюдо да послѣ обѣдни
людем роздает. А просфира, хошъ недѣлю лежит черствая,
служить на ней; даром они то ни за что ставят. Греки в крещении
совѣршенно обливаются* - мы сами самовидцы.
У грекъ всенощныхъ7 не бываетъ никогда, и великого8 ефи-
мона* противъ Рожества Христова, и Богоявления, и
Благовещения не поютъ, но простую заутреню. У грек пѣние хорошо9, да
непомногу поютъ людей, толко по человѣку да по два на крылосе,
а поют высоким гласом. "Хвалите имя Господне" греки не поют;
не10 полиелеосу* у них во весь год никогда не бываетъ ни
празднику, ни святому. 1 евангелие на заутрени чтут иногда послѣ
л. 69 об. антифонов, а иногда на 9 пѣсни, какъ похочет. "Богъ Господь" //
на заутрени не поют никогда; а песни по Псалтыри1 пред
каноном всѣ говорят; а каноны поютъ по крылосам толко 3 песни:
1, 2, 9 - болши того2 нѣт.
А церкви3 у грекъ что простая храмина, не узнаешъ; и кре-
стовъ 4на нихъ нѣтъ5, ни6 звону нѣт же. Противъ воскресения7
ходят по улицамъ да крычат, чтобы шли до церкви. А патриархъ
греческой по вся годы церкви8 отдает9 на откупъ; а бѣретъ за церковь
по 200 и по 150 тал ерей; а что год, то переторшка: кто болши даст,
тому и отдаст, хошъ два талеря передаст10, тому и отдаст. У нихъ
и митрополитъ митрополита ссажает: дал лишнѣе11 да и взял12
епархию*. Такъ у нихъ много бѣзмѣстных митрополитовъ и
поповъ; попы такъ таскаются по бозару13. Етаковы греки-та14
постоянны, хуже босурмановъ15 дѣлають!
Иногда на завтрени кафизмы* говорят, а иногда нѣтъ, толко
каноны. А и каноны они не всѣ говорят, толко по три песни; а чте-
л. 70. ния у них // мало бываетъ. Греки крестовъ на себя1 не носят, и в хо-
ромахъ у нихъ иконъ нѣтъ. А с турками во всѣмъ смесилися и
зѣло порабощены: какъ турокъ идѣтъ улицею, то все ему грекъ2