XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Археографической обзор списков и редакций "Хождения в Святую землю" 521
В-третьих, в тексте последней редакции есть ряд реалий, знание которых
сопряжено с путешествием на христианский Восток. Например, в очерке,
датированном 26 июля, содержатся новые подробности: на корабле подняли
паруса в полдерева, а опустили, пройдя две версты (л. 34). В описании
Адрианополя вслед за сообщением о строительстве после пожара греческой
приходской церкви приводится новая информация, основанная на рассказах
современников описываемых событий и свидетельстве паломников: ...сказывали,
что визиръ-де доброй неловЪкъ; въ ЦарЪградѣ такой отнюдь ни самому
патриарху выстроить. Тако въ ЕдринЪ къ намъ турки добряя были цари-
градскова (л. 33 об.; ср.: I ред., л. 78 об.; II ред., л. 111 об.). Последнее
обстоятельство заставляет предположить, что третий редактор использовал текст
"Хождения" Иоанна Лукьянова, существовавший в более полной авторской
версии, чем тот, что содержат известные нам переработки памятника.
Возможно, создатель третьей редакции - москвич, и поэтому состав
московских реалий в тексте резко увеличивается:
ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ
[Турки] пышно ходят,
в чем сами, в том и
слуги, в цветном все...
(л. 56)
Дворцы царския у
турка около моря
везде подѣланы не
хорошо добре, не
какъ наши, у него
поземныя толко тѣмъ
хороши - над водою
сады, около древа
кипарисовыя (л. 59).
ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ
И пышно ходят, не
видиши у нихъ в овчи-
ных шубахъ или в
сермяжных ковтанах, но
всѣ ходят у нихъ въ
цвѣтномъ, в чемъ
самъ, в такомъ и
слуга... (л. 82).
Дворцы царския у
турка около моря вез-
дѣ подѣланы
поземныя узорочисьты, над
водою сады и около
дрѣва кипарисовыя
(л. 84).
ТРЕТЬЯ РЕДАКЦИЯ
...пышно ходятъ, не
увидишъ по-московски
в овчинныхъ шубахъ
или въ сермяжныхъ
кафтанахъ; а у нихъ
всѣ ходятъ въ
цвѣтномъ, въ чомъ
самъ, въ таком и
слуга..." (л. 24).
Дворцы царския у
турка около моря вездѣ
подѣланы не добрѣ
узорично, нЪ какъ
наши Коломенъския,
Воробъевы горы - у
него поземныя; толъко
тѣмъ узоричисто -
надъ водою сады,
около древа
кипарисовыя (л. 25).
Тенденция к умножению московских реалий текста видна в описании
первого константинопольского "столпа": А говорятъ греки, бутто тотъ
камень съ моря тенули три года до тово мЪста; а переволока такова, что
у насъ от Тайницкихъ воротъ до Ивановской колоколни (л. 21 об.), а также
в сравнении Константинополя с Москвою, которая "рѣдка, а се слободы про-