XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Археографической обзор списков и редакций "Хождения в Святую землю" 519
Третья редакция "Хождения" является самой пространной, так как
объединяет чтения первой и второй редакций.
ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ
А чрез рѣку мостъ
каменной оченъ
длинен (л. 78).
И бысть нам сие
путное шествие печално
и унынливо; не бе ви-
дети человека, точию
пустыня велия и
зверей множество: козы
дикие и волцы, лоси,
медведи. Ныне же все
разорено да развоева-
но от крымцев (л. 21-
21 об.).
ТРЕТЬЯ РЕДАКЦИЯ
А чрезъ рѣку мостъ
каменной, такой жа,
что на Москвѣ-рекѣ,
чрезъ Москву-рѣку,
длинен очень (л. 33).
И бысть намъ сие
путное шествие печално
и уныливо, бяше бо
видѣти ни града, ни
села. Аще бо и быша
прежде сего грады
красны и нарочиты
села видѣниемъ, но
нынѣ точию пусто
мѣсто и ненаселяе-
мо, - не бѣ видѣти че-
ловѣка, пустыня
велия и звѣрей
множество: козы дикия и
волцы, лоси,
медведи, - нынѣ же все
разорено да разваевано
от крымцовъ
(л. 10 об.).
Как в первой редакции произведения, в третьей встречаются сведения о
казаке Петре, который не дошел до Иерусалима (л. 11 об.), и о попавших в
плен к пиратам попе и дьячке (л. 68 об.), описание ночного Стамбула
(л. 22 об.) и тягот пути от Ясс к Голацу (л. 13 об.), рассказ паломника о
встречах с русскими невольниками на турецких катаргах (л. 24) и о челобитье
воеводе на произвол паши (л. 70 об.), рассуждение об удивительной земле
Египетской (л. 36 об.), чудо святого Георгия (л. 40 об.-41) и др. Сохранены
чтения первой редакции, которые раньше подвергались сокращению из-за
слишком мирского характера: о красоте польских евреек и о Петровском
кружале в Москве.
Как во второй редакции "Хождения", в третьей содержатся колоритные
описания, к примеру, жизни паломников в Иоппии, когда две недели
ожидания корабля им "пущи года стала", прогулок по морскому берегу, после
которых, по признанию автора, "тоска-та малое число посволочетъ" (л. 64 об.).
Текст новой редакции удерживает многие чтения, появившиеся во второй
ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ
Α черѣзъ рѣку мостъ
каменъной так же,
что на Москвѣ
(л. 110 об.).
И бысть намъ сие
путное шествие печално:
бяще бо видѣти ни
града, ни сѣла; аще бо
быша прежде сего
гради красни и
нарочиты селы видѣни-
емъ, но нынѣ точию
мѣсто пусто и
ненасѣлено; не бѣ
видѣти человека,
точию пустыня велия и
звѣрей множество -
разорено все от
крымцовъ (л. 34).