XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
518
Л.А. Ольшевская, А.А. Решетова, С.Η. Травников
следует помнить, что изучение любого произведения рукописной традиции
бытования, как правило, начинается с предварительных, выполненных по
случайным спискам, изданий.
Главный отличительный признак третьей редакции "Хождения в Святую
землю" - наличие в начале произведения проезжей грамоты, где содержатся
сведения об авторе - московском жителе, священнике церкви Покрова
Богородицы Иоанне Лукьянове. В документе сообщается, что по указу царя
Петра Алексеевича он отпущен для моления к Гробу Господню въ
государство великаго государя Мустофы-салтана, величества турскаго, во свя-
тый градъ Иерусалимъ и что паломника надлежит пропускать съ людми и
съ рухледъю какъ туды Ъдущаго, такъ и назадъ возвращающагося, вездъ
безъ задержания со всякимъ вспоможениемъ по перемирному договору (л. 1).
Проезжая грамота датирована 15 июня 1710 г., что расходится с реальным
временем паломничества Лукьянова, получившего проезжую грамоту в
1701 г. В 1710-1711 гг. московский священник не мог побывать в Стамбуле
в связи с Прутским походом и началом русско-турецкой войны.
Вторая отличительная особенность третьей редакции - замена имени
Леонтий на Иоанн во вступительной части "Хождения". Кроме этого, текст
произведения освобождается от краткого заключения, где упоминался
"Леонтий-старец". Складывается впечатление, что третья редакция создается
как непосредственная реакция на вторую вскоре после ее появления (судя по
датировке известных нам списков) и имеет полемическую направленность
по отношению к ней, стремясь восстановить авторские права московского
священника Иоанна Лукьянова.
В первой и во второй редакциях произведения "путное шествие" во
Иерусалим начиналось с 17 декабря из Москвы, в третьей редакции -
с 23 декабря из Калуги. Тем самым новый редактор "выпрямлял" маршрут
хождения, делая первым сюжетным звеном повествования получение
паломником благословения у игумена Спасо-Воротынского монастыря Спиридона.
Кроме того, подобное начало подчеркивало калужское прошлое героя и его
прочные связи с купеческой, по преимуществу старообрядческой, средой.
Если во второй редакции членение текста на фрагменты
сопровождалось введением киноварных инициалов, то в третьей редакции киноварью
выделены целые фразы или предложения, открывающие каждую новую
композиционную часть "Хождения". Киноварные строки организуют
восприятие текста как дневниковой формы: Генваря въ 11 день заутра рано по-
идохомъ со Орла на Кромы... (л. 4 об.); Генваря въ 27 день поидохом изъ
НЪжина къ преславному граду Киеву,., (л. 7); Марта въ 7 день взяхомъ у
господаря воложскаго листъ и поидохом изъ Ясей... (л. 13 об.). Киноварью
выделяются начала не только датированных фрагментов "путника", но и
описаний городов, например: "Град НЪжинъ на плоскомъ м-ѣст-ѣ; два города въ
нем..." (л. 7), что "проявляет" очерковый характер произведения.